03.09.2021

«Пересидку» в СИЗО оценили в полмиллиона

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

Женщина ждала доставки судебного решения 19 дней

Жительница Краснодара Людмила Бештоева подала иск о возмещении морального вреда за незаконное содержание под стражей. Среди прочего она потребовала 500 тысяч рублей за 19 «лишних» дней, которые провела в СИЗО, ожидая доставки судебного решения об освобождении. Её представители считают, что подобные иски сподвигнут государство решить проблему «пересидок».

«Улица» подробно рассказывала об истории Людмилы Бештоевой, приговорённой к шести годам колонии за мошенничество (ч.3 и ч.4 ст.159 УК). Осенью 2019 года Краснодарский краевой суд начал рассматривать её апелляционную жалобу, но в разгар процесса женщину неожиданно перевели из краснодарского изолятора в СИЗО в Волгоградской области. В следующих заседаниях она участвовала уже по видеосвязи. 21 ноября 2019 года суд заменил реальный срок на условный – и постановил освободить Бештоеву из-под стражи. Администрация СИЗО знала об этом, но заявила адвокатам, что не может выпустить осуждённую без заверенного решения суда. ФГУП «Управление спецсвязи по Краснодарскому краю» доставило его лишь через 19 дней.

После этого случая адвокат Алексей Аванесян и юрист Юлия Федотова попытались оспорить нормы, из-за которых освобождённым по ВКС всё равно приходится ждать доставки решения в СИЗО. Поначалу они направили иск в Верховный Суд, где потребовали признать инструкции ФСИН и Судебного департамента противоречащими УПК и Закону о содержании под стражей. Истцы указали, что закон требует освобождать людей незамедлительно после оглашения судебного решения – а служебные документы предписывают удерживать их под стражей до получения бумаг. Но ВС отказал в удовлетворении иска. И теперь Аванесян с Федотовой решили попробовать другой подход.

Юрист Юлия Федотова

Если государство не готово менять законодательство в этой сфере, то пусть платит деньги. Наше государство не любит расставаться с деньгами. Если такие иски будут носить массовый характер, это хорошо скажется на изменении законодательства.

Федотова пояснила, что Бештоева была готова обратиться за компенсацией сразу же после освобождения. Однако она полтора года не могла получить от судов заверенные копии решений. Поэтому иск (есть у «АУ») был подан в Первомайский районный суд Краснодара только этим летом.

Основная часть иска касается самого факта пребывания тяжелобольной женщины в СИЗО. Бештоеву взяли под стражу 10 июля 2019 года – в день вынесения приговора. Но 21 ноября Краснодарский краевой суд признал наказание «несправедливым в части чрезмерной суровости» и назначил условный срок. По мнению представителей истца, это означает, что первый приговор был незаконным. Они подчёркивают, что Бештоевой на момент заключения под стражу было 56 лет; женщина страдает от нескольких хронических заболеваний и нуждается в терапии инсулином. В изоляторе ей было тяжело поддерживать требуемую диету и вовремя получать лечение. Поэтому она требует 500 тысяч рублей компенсации за нахождение в СИЗО.

Во второй части иска речь идёт о задержке с освобождением. Проверка СК по заявлению адвоката установила, что апелляционное определение передали фельдъегерям только через восемь дней после вынесения. Это произошло из-за ошибки при оформлении документов. Но СК не удалось выяснить, почему решение ещё 10 дней не могли доставить из Краснодара в волгоградское СИЗО. «Пересидку» оценили в 500 тысяч рублей.

Кроме того, Бештоева полагает, что её незаконно этапировали из СИЗО-1 Краснодара в волгоградское СИЗО-3. Пять суток осуждённая «ехала сидя, не имела возможности лечь, провести гигиену, сделать надлежащим образом необходимые уколы инсулина, а также надлежащим образом питаться и принимать лекарства». Вред от этапирования Бештоева оценила в 300 тысяч рублей.

Таким образом, за 153 дня в СИЗО и пять дней этапирования жительница Краснодара потребовала в общей сложности 1,3 млн рублей. Юлия Федотова напомнила, что ВС рекомендует назначать компенсацию в две тысячи рублей за сутки незаконного содержания в СИЗО.

Юрист Юлия Федотова

Но в случае Бештоевой это была бы маленькая сумма. Поэтому мы указали те суммы, которые считаем соразмерными её сроку содержания под стражей и «пересидке».

Аванесян рассказал «Улице», что суд уже приступил к рассмотрению иска и провёл два предварительных заседания. Пока что главным вопросом стало определение надлежащих ответчиков. Истцы попросили признать ими Минфин и Суддеп в лице краснодарских управлений, а также региональное СИЗО-1. По словам адвоката, представитель изолятора просил не признавать учреждение ответчиком. Он утверждал, что решение об этапировании Бештоевой законно, поскольку краснодарское СИЗО было переполнено. Но судья запросил подтверждающие документы и захотел узнать основания перевода конкретных заключённых. Следующее заседание по делу назначено на 19 октября. «Судья настроен решительно. Видно, что его заинтересовала эта проблема и он хочет разобраться», – сказал «Улице» Аванесян.

В январе 2021 года на проблему «пересидок» обратили внимание в правительстве. Минюсту поручили разработать соответствующие поправки. В мае правительство одобрило законопроект депутата Федота Тумусова о легализации «электронной» пересылки судебных решений в места заключения. Но проект Минюста пока так и не опубликован, а инициативу депутата не успели рассмотреть в уходящем созыве Госдумы.

Процесс
На свободу по ВКС
«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.