Недопуск слушателей мотивировали заботой о подсудимом
Суд объяснил, почему на процессе Шестуна требуют справку об отсутствии коронавируса
Председатель Подольского городского суда Андрей Юрченко ответил на вопросы «Улицы» о причинах недопуска слушателей на громкий процесс по делу бывшего главы Серпуховского района Александра Шестуна. По его словам, это «вызвано мерами по обеспечению безопасного пребывания в зале судебного заседания подсудимого». Правозащитник и адвокат Шестуна прокомментировали ответ председателя.
Ранее «Улица» подробно рассказывала, что от слушателей, которые хотят посетить именно этот процесс, председательствующая по делу судья Татьяна Юферова требует справку об отсутствии коронавируса. Об этом «АУ» сообщил наблюдатель Московской Хельсинкской группы Николай Кретов, которому не удалось попасть на заседание без этой справки. При этом в других процессах того же суда подобных ограничений не было. Правозащитники из МХГ пожаловались на Юферову председателю суда, поскольку считают её действия нарушением принципа гласности судопроизводства. Ответ, в отличие от редакции «АУ», они пока не получили.
В своём запросе от 13 августа «Улица» спросила у председателя суда Андрея Юрченко, на каком основании у слушателей просят показать справку об отсутствии коронавируса – и действительно ли такое требование распространяется только на посетителей, явившихся на процесс Шестуна. В ответе от 20 августа Юрченко подчеркнул, что процесс по делу Шестуна проводится в открытом режиме. По его мнению, это «подтверждается присутствием в судебных заседаниях… журналиста ООО “Ока.Фм” (радиостанция “Милицейская волна. Серпухов”)» и других пяти слушателей, фамилии которых «Улица» решила не разглашать. Председатель заявил, что перечисленные им лица предоставили суду справку и поэтому были допущены на заседание.
Адвокат Людмила Сметанина, защищающая Шестуна, обратила внимание на то, что справки позволяют суду получать и фиксировать данные слушателей по резонансному делу. Наблюдатель от МХГ Николай Кретов тоже не прошёл мимо указанных фамилий: «Меня это немного смущает. Практика переписывания и проверки документов у всех, кто идёт на открытый процесс, – довольно необычная. Я не думаю, что это каким-то образом может спасти людей от коронавируса. И я не понимаю, почему эти данные записываются, хранятся – на основании, опять же, какого решения и почему».
Председатель суда Юрченко также сообщил, что требование о необходимости справки для слушателей ввела председательствующая по делу Шестуна судья Татьяна Юферова – и это решение было «вызвано мерами по обеспечению безопасного пребывания в зале судебного заседания подсудимого». В ответе поясняется, что Шестун с 17 января 2020 года находится на стационарном лечении в медучреждении ФСИН. Однако тут же делается оговорка, что он «при этом не имеет медицинских противопоказаний, исключающих возможность участия в судебном заседании».
Адвокат Людмила Сметанина сообщила «Улице», что Шестун не просил об ограничении количества слушателей. По её словам, защита лишь ходатайствовала не назначать заседания чаще двух раз в неделю, так как из-за болезни их доверителю тяжело даётся путь от «Матросской Тишины» до Подольского суда. Более того, она указала на противоречивость ответа председателя суда. «С одной стороны, говорится о том, что он находится в МСЧ-77 ФСИН России на лечении. Но с другой стороны, сразу указано, что не имеется медицинских противопоказаний, исключающих возможность участия в судебном заседании, – пояснила она. – Я не понимаю, как этот абзац обосновывает решение суда о необходимости запрашивать справки у слушателей».
В ответе председатель суда Юрченко также сообщил, что «информация о допуске в судебное заседание лиц, не являющихся участниками судебного разбирательства, при наличии данных об отсутствии коронавируса, размещена на информационном стенде в приемной Подольского городского суда». Между тем, 17 августа Николай Кретов лично побывал на приеме у Андрея Юрченко. По словам наблюдателя МХГ, председатель суда подтвердил, что ранее на стендах суда не было информации о требовании справки. «Объяснил, что у них много работы всякой разной – и он вроде как не готов бегать и распространять информацию для каких-то непонятных слушателей по отдельному процессу, который проходит у него в суде», – рассказал Кретов. Также Юрченко заявил наблюдателю, что председатель суда не может вмешиваться в конкретный процесс и отменять требования председательствующих по делу судей.
«В разговоре с председателем было странно то, что я постоянно пытался апеллировать к праву и к законам – в то время как судья пытался говорить о разумности. Мол, вы же сами понимаете, что такая ситуация сложилась с коронавирусом: человек и так болен, поэтому [мы] вынуждены принять подобные меры, – рассказал Кретов. – Обычно всё случается наоборот. Очень часто наши судьи или правоохранители слишком жёстко следуют букве закона, не принимая во внимание, что за человек и что за ситуация. Я чувствовал себя в очень неожиданной и непривычной роли, когда всё-таки пытался обратить внимание судьи на соблюдение закона».
Адвокат Сметанина возмутилась исключительными правилами, которым должны следовать слушатели по делу её подзащитного, – и их поддержкой со стороны председателя суда. «Почему же по другим делам, которые рассматриваются в этом суде, такие требования к слушателям не предъявляются? – задаётся вопросом защитник. – Ни объяснение судьи, ни ответ председателя не обосновываются ссылками на нормы закона и объективные истины. Они просто указывают, что это решение Юферовой – и оно принято ей единолично».
Наблюдатель МХГ также сообщил «Улице», что планирует сообщить о прежнем недопуске на процесс без «ковидной» справки в Квалифколлегию судей. Николай Кретов также рассказал, что собирается вновь посетить процесс в среду – и уже получил нужную справку. «Лично я хочу посмотреть, как прежде всего реализуется открытость заседания. Также хочу проверить возможность фиксации того, что там происходит. Подам запрос на видеосъёмку – мне интересно, какая будет позиция суда по этому поводу. Поддержит ли он сторону защиты, потому что, я думаю, сторона защиты явно будет не против моей просьбы, – сообщил он. – Посмотрим, как будут проходить заседания, и исходя из этого будем планировать дальнейшие действия».