16.09.2022

Навального закрыли от адвокатов непрозрачной перегородкой

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

Теперь защитники не могут показать ему документы

Находящийся в заключении оппозиционер Алексей Навальный рассказал об очередной попытке администрации колонии помешать его общению с адвокатами. По его словам, сотрудники заклеили непрозрачным материалом пластиковую перегородку в комнате для свиданий. Теперь адвокаты не видят Навального и даже не могут показать ему документы. Эксперты считают, что действия сотрудников ФСИН «противоречат самому смыслу закона».

Напомним, 8 сентября Алексей Навальный сообщил, что администрация владимирской колонии строгого режима №6 «отменила» для него адвокатскую тайну. По его словам, руководство ИК заявило, что оппозиционер не прекращает «заниматься своей преступной деятельностью» – и якобы общается «с сообщниками» через адвокатов. Теперь документы, которыми обмениваются адвокаты и их подзащитный, «будут подвергаться проверке длительностью три дня», написал политик. Также сотрудники колонии «забили» щель для передачи документов в комнате для свиданий. Оппозиционер уточнил, что ему приходится общаться с адвокатами через двойное пластиковое стекло, внутри которого решётка.

15 сентября в соцсетях Алексея Навального появилось новое сообщение. По словам политика, пластиковую перегородку сделали непрозрачной – заклеили её плёнкой. Из-за этого адвокаты не могут даже показать Навальному документы. «И теперь свидание с адвокатом максимально похоже на исповедь в католической церкви, – поделился оппозиционер. – Я сижу на стуле в комнатке метр на метр. Передо мной пластиковая стена, за которой смутно виден силуэт человека. О том, что это адвокат, можно догадаться только по голосу. И теперь мне постоянно хочется сказать: “Простите, святой отец. Я согрешил”». «Улице» вновь не удалось получить комментарий защитников Алексея Навального.

Адвокат Ирина Бирюкова в беседе с «АУ» заявила, что за свою 17-летнюю практику ни разу не слышала про непрозрачное стекло между защитником и заключённым. Она уверена, что «адвокат в таких условиях лишён возможности оказывать квалифицированную юридическую помощь».

Адвокат Ирина Бирюкова

На деле Навального мы наблюдаем не только нарушение всех фундаментальных прав, которые можно было нарушить, но и некий креатив уголовно-исполнительной системы. Такой креатив, безусловно, нарушает не только право на защиту самого Навального, но и является нарушением профессиональных прав адвоката.

Защитница напомнила про «Принципы и руководящие положения ООН, касающиеся доступа к юридической помощи в системах уголовного правосудия». Согласно этому документу, государства обязаны обеспечивать заключённым конфиденциальность коммуникаций с защитником и доступ к материалам дела – в том числе в случаях применения жёстких дисциплинарных мер, подчёркивает Ирина Бирюкова. Кроме того, ст. 48 Конституции гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. А ч. 4 ст. 89 УИК декларирует, что свидания осуждённых с защитниками должны проходить наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания. То же самое говорится в п. 228 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, принятых 4 июля 2022 года.

Ирина Бирюкова уверена, что демонстративное нарушение прав Алексея Навального отразится и на других заключённых. «Власть демонстрирует: если ей надо, никакие нормы права не будут действовать, – говорит эксперт. – Власть показывает, что в её глазах адвокат не имеет специального статуса, позволяющего ему осуществлять профессиональные обязанности. Что все гарантии государства в отношении профессиональных прав адвокатов иллюзорны, что на них можно просто не обращать внимание».

Адвокат Ирина Бирюкова

Власть нам как бы даёт понять: если так разрешено поступать с публичным человеком, в защиту которого выступает практически всё мировое сообщество – то уж с простыми смертными можно делать вообще всё что угодно.

«Хотелось бы надеяться, что к делу подключится комиссия Совета ФПА по защите прав адвокатов, – сказала “Улице” Бирюкова. – Поскольку в данном случае представители государства – в частности сотрудники уголовно-исполнительной системы – вмешиваются в деятельность адвокатуры. Допуская при этом нарушение профессиональных прав адвокатов и ставя их в условия невозможности оказания квалифицированной юридической помощи».

«Это не просто незаконно – это противоречит самому смыслу закона, – заявил “Улице” адвокат Александр Мелешко. – Противоречит смыслу Конституции, которая гарантирует право на квалифицированную юридическую помощь. А она немыслима без возможности адвоката обмениваться с доверителем документами, которые будут предметом спора или доказательствами. И может ли вообще состояться доверительная беседа, если нет зрительного контакта?».

Эксперт вспоминает, что подобных ограничений не было даже в период коронавируса – когда адвокат должен был надеть перед свиданием маску, перчатки и другие СИЗ. «Это было неудобно, но визуальный контакт сохранялся. Что-то можно было показывать, прикладывать к стеклу», – говорит он.

Навальный – аномалия, искажающая правовое пространство
Адвокат Илья Новиков – о кейсе оппозиционера Алексея Навального

Мелешко недоумевает, как Навальный должен удостовериться, что к нему пришёл именно адвокат, а не оперативный сотрудник. «По голосу определять? – предполагает он. – Тогда скоро они музыку будут включать, чтобы нельзя было ни слова разобрать. А если адвокат пришёл в первый раз и они с доверителем ещё не знакомы? Возникает масса вопросов – и, главное, непонятно, что в такой ситуации делать защите».

Напомним, 17 января 2021 года Алексея Навального задержали аэропорту Шереметьево, когда он вернулся из Германии, где лечился после отравления. 2 февраля 2021 года Симоновский районный суд Москвы заменил Навальному условный срок по «делу “Ив Роше”» на реальный. Политик отбывал наказание в ИК-2 во Владимирской области. Но 22 марта 2022 года Лефортовский районный суд Москвы на выездном заседании в ИК-2 приговорил оппозиционера к девяти годам колонии строгого режима и штрафу в 1,2 млн рублей по делу о мошенничестве и неуважении к суду (ч. 4 ст. 159 УК, ч. 1, ч. 2 ст. 297 УК). После этого Навального этапировали в колонию строгого режима №6. Кроме того, на данный момент в отношении Навального возбуждено дело о создании некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан (ч. 2 ст. 239 УК РФ); наказание – до трёх лет лишения свободы. Также Навального обвиняют в создании экстремистского сообщества (ч. 1 ст. 282.1 УК) – до 10 лет лишения свободы. «Улица» публиковала интервью с двумя адвокатами, которые представляют интересы политика и его сторонников.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.