Нарушение права на защиту не стало преградой для ареста
Хотя ранее Мосгорсуд отменил меру пресечения из-за замены адвоката по соглашению «назначенцем»
Сегодня Черёмушкинский суд заочно арестовал Юлию Ильинскую, обвинённую в незаконном получении бюллетеней для голосования по поправкам в Конституцию. В августе тот же суд уже выносил постановление об аресте девушки – причём её защитника по соглашению даже не уведомили о заседании. Мосгорсуд признал ошибки следствия и суда, после чего вернул ходатайство об аресте в первую инстанцию. Её решение в итоге никак не изменилось.
Дело в отношении Юлии Ильинской возбудили 30 июля 2020 года – после того, как она рассказала СМИ, что трижды получила бюллетени для голосования о поправках в Конституцию. Девушка постоянно проживает в Израиле и имеет два гражданства. Ей удалось получить бюллетень и в российском посольстве, и в консульстве. Помимо этого, Ильинской удалось проголосовать онлайн. Она объясняет, что хотела таким образом указать на недостатки процедуры голосования – но следствие посчитало, что она нарушила ч. 2 ст. 142.2 УК («Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня»). «Мне бы хотелось, чтобы мощь государственной машины была направлена на исправление системных ошибок, а не на преследование тех, кто помогает их выявлять», – прокомментировала Юлия Ильинская это решение.
27 августа в Черемушкинском суде прошло заседание по вопросу об избрании меры пресечения. Следствие просило заочно арестовать Ильинскую и объявить её в международный розыск. У Ильинской было заключено соглашение с адвокатом Леонидом Соловьёвым, но его не уведомили о дате заседания. По словам Соловьёва, следствие и суд не связывались с Ильинской, чтобы узнать, есть ли у неё адвокат по соглашению.
«Думаю, что вина в неуведомлении меня о судебном заседании лежит на следственном органе, а не на суде. Суд не может знать, есть ли адвокат у лица в розыске, об этом должен был сказать суду следователь, поскольку мой ордер есть в деле», – считает Леонид Соловьёв. И всё же защитник допускает, что следователь мог случайно забыть об адвокате по соглашению: «Не думаю, что он пригласил другого адвоката, преследуя какой-то злой умысел».
«Улица» направила запрос в пресс-службу СУ СК по ЮВАО с просьбой уточнить обстоятельства, по которым следователь не связался с защитником по соглашению. На момент публикации на запрос никто не ответил.
В итоге на первом заседании по избранию меры пресечения Ильинскую защищал адвокат по назначению Дмитрий Никольский. Он отказался ответить на вопрос «Улицы» о том, как именно его пригласили в дело Ильинской, ограничившись объяснением, что защищал её «в рамках 51-й статьи УПК». Но согласно ордеру Никольского (есть в распоряжении «АУ»), «назначенца» пригласили по заявке следователя.
По словам Никольского, он не знал о наличии защитника по соглашению. «Если бы у неё был адвокат по соглашению, он бы непременно присутствовал на судебном заседании. Следователь его в таком случае обойти не может», – уверен он. На вопрос «Улицы», почему он не пытался связаться с Ильинской, адвокат не ответил, ограничившись репликой: «Читайте 51-ю статью УПК».
«Не думаю, что адвокату по назначению Дмитрию Никольскому было известно обо мне, – прокомментировал действия коллеги Леонид Соловьев. – Основные претензии к нему в том, что он не пытался связаться с Ильинской, хотя у неё открыты все соцсети. Также он не обжаловал решение суда первой инстанции». Соловьёв считает, что защитник по назначению нарушил ст. 9 КПЭА (адвокат не вправе действовать вопреки законным интересам доверителя, оказывать ему юридическую помощь), а также п. 4 ст. 13 Кодекса (адвокат-защитник обязан обжаловать приговор по просьбе подзащитного). Тем не менее Соловьёв не планирует подавать жалобу в палату на действия «назначенца», его подзащитная Ильинская до сих пор раздумывает над этим.
В постановлении об избрании меры пресечения (есть у «АУ») говорится, что «суд считает обоснованными доводы следствия о том, что в отсутствии иной меры пресечения, нежели заключение под стражу, Ильинская может воспрепятствовать производству по уголовному делу». Как отмечает Соловьёв, его подзащитная не проживает в России с декабря 2019 года – поэтому она не могла ни скрыться от следствия, ни помешать ему. Это стало его аргументом для апелляции.
31 августа Соловьев обжаловал решение Черёмушкинского суда в Мосгорсуде. В апелляционной жалобе (есть в распоряжении «АУ») он указал, что не был извещён о проведении заседания, хотя его ордер находился в распоряжении следствия. «Сторона защиты полагает, что судом допущено нарушение права Ильинской на защиту и выбор защитника, что в итоге привело к нарушению принципа равенства сторон, а потому обжалуемое решение является незаконным», – говорится в жалобе. Соловьёв также отметил, что Ильинская постоянно проживает в Израиле, поэтому её нахождение за пределами страны не связано с намерением скрыться от следствия.
Мосгорсуд признал нарушение права Ильинской на защиту. Помимо этого, он указал, что Черёмушкинский суд не дал оценку обстоятельствам дела: «… в нарушение возложенной обязанности суд не убедился в соблюдении процедуры объявления розыска обвиняемой и не проверил законность и обоснованность представленных следствием материалов о нахождении Ильинской в международном розыске». В результате Мосгорсуд отменил арест Юлии Ильинской, отправив ходатайство следствия на новое рассмотрение.
«Меня удовлетворила мотивировочная часть решения Мосгорсуда, но не удовлетворила результирующая, – сказал “Улице” Леонид Соловьёв. – При таком количестве нарушений можно просто принять решение об отказе в ходатайстве, не направляя его на новое рассмотрение». По его словам, Мосгорсуд часто отменяет решение о продлении или избрании стражи по формальным основаниям – но не вдаётся при этом в оценку доводов следствия. «Считаю это неправильным, так как суд вышестоящей инстанции более чем уполномочен дать свою оценку, а не сбрасывать с себя ответственность за принятое решение на районный суд», – говорит Соловьев.
Сегодня, 21 сентября, Черемушкинский суд в ином составе снова заочно арестовал Юлию Ильинскую. В этот раз Леонид Соловьёв присутствовал на заседании. Следствие, по его словам, не привело никаких новых доводов, кроме скриншотов страницы Юлии Ильинской в Facebook*. «В качестве доказательства того, что она якобы скрывается от следствия, представили протокол осмотра её страницы в Facebook. Якобы она в курсе про возбуждение дела против неё и именно потому находится вне страны», – рассказал адвокат. Письменно оформленной «мотивировки» решения Черёмушкинского суда пока нет. Соловьёв заявил, что будет обжаловать это решение, поскольку суд снова не учёл, что Ильинская постоянно проживает за границей.
* Принадлежит Meta – признана экстремистской организацией и запрещена.