03.08.2023

На адвокатов донесли из-за комментариев «иноагентам»

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

Калою Ахильгову пришлось дать объяснения Центру «Э»

Адвокатское бюро KALOY.RU получило письмо с ультиматумом от «профессиональной доносчицы» Анны Коробковой. Женщина потребовала, чтобы партнёр бюро Наида Татаева больше не давала экспертные комментарии «Дождю»*. В противном случае Коробкова пригрозила пожаловаться в Минюст – чтобы Татаеву внесли в реестр «иноагентов». Также она сообщила, что уже направила в министерство жалобу на руководителя бюро Калоя Ахильгова – опять-таки за комментарии «иноагентам». Адвокаты проигнорировали письмо, но через несколько дней Ахильгова вызвали в Центр «Э». Оказалось, что там тоже получили письмо от Коробковой.

О ситуации с доносом адвокат Калой Ахильгов написал в своём Telegram-канале: «Несколько дней назад на нашу корпоративную почту пришло письмо от Анны Васильевны Коробковой. (…) Мне и сотрудникам нашего бюро предлагалось отказаться от выступлений в СМИ-иноагентах “в течение пяти суток с момента получения настоящего письма”».

Ахильгов предоставил «Улице» копию письма Анны Коробковой. «Я всецело поддерживаю специальную военную операцию Вооружённых сил Российской Федерации на территории Украины. Я против любого нарушения закона», – начинается оно. Дальше Коробкова сообщила: «17 июля 2023 года партнёр “Калой.ру” Наида Татаева приняла активное участие в эфире СМИ-иноагента “Дождь”, дискредитирующем специальную военную операцию. Причём приняла участие в качестве добровольного эксперта». Автор письма назвала это столь же «омерзительным», как гипотетическое выступление «британского адвоката на Радио Геббельса в 1942 году».

Вместе с тем Коробкова заявила, что Татаева «впервые» выступает в эфире «иноагентов». Поэтому она предложила бюро «в течение пяти суток со дня отправки настоящего обращения» пообещать, что «Татаева не будет выступать в СМИ-иноагентах». В противном случае, предупредила Коробкова, она «считает себя вправе передать в Минюст РФ материалы на Татаеву для решения вопроса о присвоении ей статуса иноагента».

Анна Коробкова

Вы знаете, что в Москве конкуренция в адвокатуре огромная и к адвокату-иноагенту вряд ли придут доверители. Адвокат-иноагент Беньяш может вам объяснить, каково быть адвокатом-иноагентом.

Также Коробкова обратилась непосредственно к руководителю бюро: «Мной уже направлены материалы в Минюст РФ о включении ваc, гражданин Ахильгов, в перечень иноагентов. Потому что вы постоянно выступаете в СМИ-иноагентах в качестве эксперта». И предупредила: «О том, что я выполняю свои обещания, вам и Татаевой могут объяснить граждане, которые были привлечены к ответственности по моим доносам».

Анна Коробкова стала известна в 2022 году, когда потребовала признать «иноагентами» нескольких учёных – в том числе антрополога Александру Архипову. Исследовательница узнала почту Коробковой – и написала** ей. Та охотно ответила на вопросы. «Я – профессиональный неоплачиваемый доносчик, – рассказала Коробкова. – За первый год специальной военной операции мной было направлено в электронном виде 764 доноса – в органы власти, разные организации (как государственные, так и частные)». Коробкова пояснила, что хочет «создать атмосферу страха, при которой любой выступающий в СМИ-иноагенте начинает думать, не донесут ли на него его работодателю или властям». Её цель – чтобы как можно меньше экспертов общалось с «иноагентами» – что «в конечном итоге приведёт к неверным прогнозам и к падению просмотров, а далее к закрытию СМИ-иноагента». Добавим, что весной 2023 года Александру Архипову признали «иноагентом».

«Честно говоря, когда администратор прислала письмо в чат, мы все посмеялись, покрутили у виска и совсем о нём забыли, – признался “Улице” Калой Ахильгов. – И когда утром 2 августа мне позвонил оперативник Центра “Э”, то я сначала подумал, что это розыгрыш – будто мошенники позвонили, чтобы развести».

Оказалось, что Ахильгову действительно позвонили из управления МВД по Западному округу Москвы – по месту жительства. «Я, конечно, сразу, как законопослушный и ответственный гражданин, поехал по приглашению сотрудника ЦПЭ в управление и дал объяснения», – написал Ахильгов в Telegram-канале. На месте выяснилось: Анна Коробкова пожаловалась на комментарий Ахильгова, который тот дал «Дождю» про возможность судимым заключить контракт с Минобороны. И указала, что если адвоката «привлечь по дискредитации», то он больше не будет давать комментарии.

«Анна Васильевна написала письмо в ФСБ, а ФСБ спустило всё в округ, где я проживаю, – рассказал “Улице” Ахильгов. – Я приехал [в ЦПЭ], а мне говорят: “Не могли бы вы прокомментировать?” Я отвечаю: “Комментировать что?” Я не понял, что можно сказать по поводу этого заявления доносчицы. Я и ответил, что это не ко мне, а к врачу – я бредни человека ни комментировать, ни воспринимать всерьёз не могу. Что не могу и не буду комментировать такие доносы. Просто объяснил, что как адвокат я даю много комментариев [CМИ] про законодательные инициативы».

Адвокат Калой Ахильгов

Я был там минут 10-15. Оперативник улыбался, был мил – но, честно говоря, я уже ничему не удивлюсь. Пока идёт проверка, дальше будет принято решение. Я готов к любому развитию событий.

Ахильгов не сообщал в палату «о данном эпизоде» – и не собирается прекращать давать комментарии «иноагентам». «Улица» попросила Анну Коробкову прокомментировать ситуацию, но к моменту публикации не получила ответа.

* В реестре «иноагентов».

** Ссылка на «иноагента».

Процесс
Агенты своих доверителей

Авторы: Марина Шамраева, Александр Творопыш

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.