Минюст потребовал ликвидации МХГ
«Улица» узнала, что об этом думают адвокат Юрий Костанов и судья Сергей Пашин
Министерство юстиции потребовало ликвидировать Московскую Хельсинкскую группу и запретить её деятельность в России. В числе «грубых и неустранимых» нарушений ведомство указало работу МХГ за пределами Москвы, ошибки в уставе – и непредоставление части документов, запрошенных в ходе проверки. Члены организации – адвокат Юрий Костанов и судья в отставке Сергей Пашин – рассказали «Улице», что они думают о претензиях Минюста.
Об иске ведомства стало известно 20 декабря. На сайте Мосгорсуда появилась карточка соответствующего административного дела. «Улице» не удалось ознакомиться с исковым заявлением, но МХГ перечислила претензии министерства на своём сайте.
Организации вменяется в вину деятельность за пределами столицы, несоответствие устава требованиям законодательства – и непредставление полного пакета документов, которые Минюст запросил в ходе внеплановой проверки. МХГ сообщила, что «среди мероприятий вне московского региона упоминаются наблюдения на судебных процессах, обращения к региональным органам власти, а также участие в мероприятиях региональных партнёров организации (в том числе онлайн)». Министерство юстиции сочло эти нарушения «грубыми и неустранимыми» – и потому попросило ликвидировать организацию и запретить её деятельность в России.
Член МХГ и адвокат Юрий Костанов рассказал «Улице», что уже читал иск – в его основе лежат результаты проверки, которую провела прокуратура Москвы. Адвокат сказал, что не согласен с выводами ведомств. «Я понял бы [эти претензии], если бы МХГ вместо защиты интересов людей, вместо общественного контроля за обсуждением Хельсинкского соглашения начала проповедовать войну во всех её проявлениях, использовать лозунг “Можем повторить”. Если бы прокуратура и Минюст нашли и решили ликвидировать организацию, которая пропагандирует именно такие вещи, я бы это понял и к этому присоединился, – заявил Костанов. – Но МХГ этим идиотизмом не занимается. А во всех ситуациях говорит, что нужно бороться за мир, причем только путём ненасильственных действий».
С адвокатом согласился и другой член организации – федеральный судья в отставке Сергей Пашин. Он предположил, что в иске «идёт речь о вздорных претензиях, которые не основаны ни на каком законе». «Видя, чем занимается МХГ, я не могу признать никаких нарушений закона. И даже никакой связи с иностранным элементом. Никогда МХГ не была иностранным агентом и, сколько я себя помню, не получала иностранного финансирования», – объяснил судья.
В беседе с «Улицей» Пашин также упомянул о неких «претензиях, связанных со свободой слова и свободой ассоциаций». Он назвал их «противоконституционными».
Федеральный судья в отставке Сергей ПашинОни [претензии Минюста] не соответствуют Конституции – по крайней мере, писаной. Если Минюст следует «Конституции», продиктованной сверху, а не той, за которую голосовал народ, то тем хуже для Минюста.
22 декабря состоится собрание МХГ, на котором организация выработает коллективную позицию по поводу иска. Об этом «АУ» рассказал член МХГ, адвокат Генри Резник. От дальнейших комментариев он отказался, поскольку не видел текста иска.
Московская Хельсинкская группа – это старейшая из действующих в России правозащитных организаций, она работает с 1976 года. Своей целью МХГ называет «содействие соблюдению прав человека и построению демократии в России». В основе деятельности группы – гуманитарные статьи Хельсинкских соглашений, посвящённые гарантиям соблюдения прав человека.
Первым руководителем МХГ был Юрий Орлов. С 1996 года и до своей смерти в 2018 году группу возглавляла Людмила Алексеева. Сейчас во главе МХГ трое сопредседателей – Вячеслав Бахмин, Валерий Борщев и Дмитрий Макаров.
В 1982 году организация приостанавливала свою деятельность из-за репрессий и давления властей: ранее восемь членов группы были приговорены к лишению свободы или ссылке, ещё шестеро вынужденно эмигрировали и утратили советское гражданство. Работа организации была возобновлена в разгар перестройки в 1989 году.
В 2012 году в связи с принятием закона об НКО-«иноагентах» МХГ отказалась от зарубежного финансирования и с тех пор работала только на российские средства, включая выручку от продажи коллекции гжели Людмилы Алексеевой.