06.04.2023

Конвоир вытолкнул защитницу из зала суда

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

Ему не понравилось, что адвокат в перерыве консультировала обвиняемую

Адвокат АП Санкт-Петербурга Мария Зырянова заявила о незаконных действиях конвоира своей подзащитной. Во время перерыва в суде мужчина толкнул Зырянову, вырвал у неё из рук мобильный телефон и «швырнул» его на стол помощника судьи. Медики зафиксировали у Зыряновой ушибы. В пресс-службе судов Санкт-Петербурга заявили, что записей инцидента нет, поскольку видеосъёмка в зале не ведётся.

4 апреля в Кировском районном суде Петербурга проходило заседание по делу Ольги Смирновой, обвиняемой в распространении «заведомо ложной информации» об армии («цензурная» ст. 207.3 УК). В перерыве слушателей попросили покинуть зал. Зырянова осталась. Она пояснила «Улице»: в предыдущих заседаниях судья давала конвою разъяснения, что адвокат имеет право консультировать подзащитного в том числе во время перерыва. Однако конвоир потребовал, чтобы адвокат вышла. «Он сказал, что для нашего с доверительницей общения существует СИЗО», – возмущается Зырянова.

«Моя подзащитная стала переживать. Я сказала ей, что попрошу судью объявить ещё один перерыв, чтобы мы могли согласовать позицию по защите. Это нормальная практика», – вспоминает адвокат. Конвоир стал подталкивать Зырянову, требуя, чтобы она быстрее вышла. Защитница попросила его перестать это делать и представиться. Мужчина ничего не ответил и продолжил толкать адвоката. Тогда Зырянова сказала, что вынуждена сфотографировать его на телефон, чтобы подать жалобу. После этого, утверждает адвокат, сотрудник МВД начал выкручивать ей правое запястье, пытаясь отнять телефон. Другой рукой мужчина сжал её левое плечо.

Адвокат Мария Зырянова

Когда он вырвал телефон, я закричала что-то вроде «Ты что, совсем уже?»

По её словам, конвоир после этого «швырнул» телефон на стол помощника судьи. Адвокат забрала его и вышла в коридор. Там она обратилась к судебному приставу с просьбой назвать имя конвоира – но тот не ответил. На следующий день Зырянова и её адвокат предположительно установили личность конвоира по социальным сетям – возможно, его зовут Илья Олегович Барбин.

После перерыва Зырянова попросила судью разъяснить, давала ли она конвоиру распоряжение о применении силы и изъятии телефона. Ещё адвокат попросила занести в протокол запись об инциденте. Судья Наталья Петрова ответила, что «суду нельзя задавать вопросы» и отказала в дополнительном перерыве. Тогда Зырянова попросила отложить рассмотрение дела, чтобы вызвать скорую и зафиксировать побои. Это ходатайство «с горем пополам» удовлетворили. Скорая приехала в суд; врачи осмотрели Зырянову и посоветовали поехать в больницу. Там диагностировали ушибы пальца и плеча.

На следующий день адвокат написала жалобу в КЗПА АП Санкт-Петербурга (есть в распоряжении «АУ»). Председатель КЗПА Сергей Краузе заверил, что Зыряновой будет оказана помощь. Комиссия рассмотрит её жалобу на заседании 11 апреля.

Глава пресс-службы судов Санкт-Петербурга Дарья Лебедева на запрос «Улицы» ответила, что видеозаписей с инцидентом нет: по её словам, на заседаниях запись не ведётся. На вопрос о том, было ли применение силы конвоиром зафиксировано в протоколе заседания, Лебедева ответила: «Если Зырянова сообщила об этом судье, значит, в протоколе это есть». Она напомнила, что конвой не подчиняется судам, и посоветовала обратиться в МВД. «Улица» направила запрос в пресс-службу ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, но ответа пока не получила.

Обновление: вечером 6 апреля защитница Зыряновой адвокат Анастасия Пилипенко подала заявление в СК по Санкт-Петербургу (есть в распоряжении «АУ»). Она потребовала провести проверку ситуации в суде и возбудить уголовное дело о превышении сотрудником МВД должностных полномочий (п. «а» ч. 3 ст. 286 УК). К заявлению адвокат приложила фотографии телесных повреждений Зыряновой, копию эпикриза из больницы, видеозаписи из коридора около зала суда, запись приезда скорой и фотографии сотрудника конвоя, предположительно применившего силу. «Вообще-то общение с конвоем всегда состоит из сплошных "нельзя". Нельзя разговаривать, нельзя показать документ из дела с экрана ноутбука, нельзя передать человеку, который плохо видит, очки. Нельзя облокачиваться на "аквариум", стоять близко к конвоирам и даже, наверное, несанкционированно улыбаться, – написала Пилипенко в своём Telegram-канале. – Но и для конвоя есть свои "нельзя". Например, хватать и толкать адвоката, и, конечно, отнимать у него телефон. Пора разъяснить это некоторым сотрудникам». «Улица» направила запрос в ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу, но пока не получила ответа.

Автор: Кирилл Плотников

Редактор: Александр Творопыш

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.