30.04.2021

Коллеги выступили в поддержку Ивана Павлова*

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

Его преследование называют вызовом для всей адвокатуры

Обыски и задержание петербургского адвоката Ивана Павлова* возмутили его коллег. Уже опубликовано обращение в его поддержку, ведётся сбор подписей. «Улица» публикует мнения и заявления о деле адвоката.

На сайте «Эха Москвы» появилось открытое обращение адвокатов в поддержку Павлова. «Мы, коллеги Ивана, не имеем никаких сомнений в том, что задержание Ивана связано с его профессиональной деятельностью», – говорится в нём. Также авторы письма отмечают, что обыски и задержания по ст. 310 УК не имеют никакого процессуального смысла и не оправданы интересами расследования. «Считаем, что данные действия правоохранительных органов направлены исключительно на запугивание Ивана и его коллег, чтобы принудить их к отказу от активной позиции при защите своих доверителей», – сказано в письме. Авторы обращения требуют прекратить использовать закон как инструмент давления на адвокатов. На момент публикации его подписали 16 адвокатов.

Вице-президент Федеральной палаты адвокатов Генри Резник в комментарии «Коммерсанту» сообщил, что «уже несколько часов пытается связаться с Иваном Павловым». «Я жду, что со мной свяжутся коллеги из его команды. Пока информации, которую я вижу в прессе, недостаточно, нужно чётко понимать, что происходит и в связи с чем, – заявил Резник. – Если информация об обвинениях по ст. 310 УК РФ подтвердится, я уверен, к Ивану не может быть применена ни мера пресечения в качестве содержания под стражей, ни даже в виде домашнего ареста». Позже Генри Резник заявил Znak.com, что Иван Павлов не останется без защиты профессионального сообщества, однако нужно дождаться подробностей его уголовного дела.

«Задержание адвоката, тем паче если это связано с его профессиональной деятельностью, в нашем сообществе воспринимается негативно и настороженно, – заявил «Коммерсанту» президент Федеральной палаты адвокатов Юрий Пилипенко. – Конкретные обстоятельства этого дела ещё не известны. В любом случае, если коллега обратится за помощью в свою палату или комиссию по защите прав адвокатов ФПА, поддержка будет. Адвокатская палата Санкт-Петербурга известна своей принципиальностью».

Член комиссии по защите прав адвокатов АП СПб Александр Чангли написал, что палата Санкт-Петербурга окажет максимально возможную помощь Ивану Павлову. «Дело на особом контроле у руководства палаты. В местах проведения обысков присутствуют полномочные представители палаты. После допроса Ивана в СК, будем надеяться, он будет отпущен и нам удастся согласовать дальнейшие меры по его поддержке», – написал он.

«Сейчас мы на связи с Международной комиссией юристов в Женеве, будем просить срочного контакта межгосударственного, – сказала “Дождю”* адвокат Каринна Москаленко. – Мы не верим ни в то, что Иван мог вообще совершить какое-то преступление, ни даже в то, что могли быть какие-то неаккуратные слова или действия с его стороны. Мы просто считаем, что это прямое, жёсткое запугивание – оно продолжается уже давно в отношении Ивана, и не только в отношении него». Она называла Ивана Павлова «блестящим адвокатом» и выразила уверенность, что «власти… свои зубья на нём и обломают».. По её словам, в ближайшее время Международная комиссия юристов передаст информацию о задержании Павлова спецдокладчику ООН.

«Если для “простого человека” [статья] 310 УК наказывается от штрафа 80 тысяч рублей до максимально возможного ареста на срок до трёх месяцев, то для адвоката – ещё и лишением статуса, – напоминает адвокат Сергей Бадамшин. – Не справились с лишением статуса в адвокатской палате – пошли через уголовное дело. Интересное дело будет. С последствиями для всей адвокатуры».

«Всяческая поддержка и солидарность с Иваном Павловым и “Командой 29”**!», – написал*** правозащитник Павел Чиков*. Он подчеркнул, что преследование адвокатов за разглашение данных следствия (статья 310 УК) – «довольно редко используемый приём». В своей публикации он рассказал о нескольких подобных случаях – например, о деле абаканского адвоката Владимира Дворяка, которого оправдал Верховный Суд.

Чиков напомнил, что и Минюст дважды требовал от палаты Санкт-Петербурга возбудить дисциплинарное производство в отношении Павлова – но палата отказалась это сделать. «Видимо, инициаторы решили пойти путём уголовного преследования», – заключает Павел Чиков.

Адвокат Михаил Беньяш пишет, что осуждение Павлова по уголовной статье приведёт к пожизненному лишению права работы в суде – «а также к повсеместному снижению процессуальной активности защитников и продолжению тенденции к закрытости уголовного процесса». «Открытость – оружие адвокатов и всего гражданского общества. Наш универсальный инструмент доказывания правды. Сейчас нас его лишают», – пишет Беньяш.

«Лично с Иваном я не знаком, но ситуация настолько вопиющая, что необходимо действовать, – сказал адвокат Дмитрий Захватов. – Готов оказать Ивану любую помощь, какая только потребуется».

«Мы считаем, что обыски у участников «Команды 29» и задержание адвоката Ивана Павлова связаны с их активной правозащитной деятельностью и являются актом давлением со стороны силовиков, – говорится в заявлении “Апологии протеста”***. – «Команда 29» всегда показывала всё, что скрыто в «секретных» делах».

«Мы с коллегами выражаем поддержку “Команде 29” и адвокату Ивану Павлову, основной повод для преследования которых – их профессиональная деятельность», – заявила «Правозащита Открытки»**.

«У нас нет никаких сомнений, что Иван Павлов прекрасно разбирается в том, какую информацию можно разглашать, а какую – нет, – говорится в заявлении “ОВД-Инфо”*. – За последние месяцы мы неоднократно сталкивались с тем, что власти разными способами препятствуют деятельности адвокатов – их не пускают к задержанным в отделы полиции, выталкивают из квартир, где проходят обыски, иногда даже бьют, задерживают и арестовывают как организаторов акций (...) Это игра в одни ворота, и это явно не честная игра».

Напомним, сегодня утром сотрудники центрального аппарата СК пришли с обыском в номер московской гостиницы, где остановился Иван Павлов. Его коллега, адвокат «Команды 29» Евгений Смирнов сообщил, что обыск проходит по делу о разглашении данных предварительного следствия (ст. 310 УК). Смирнов связывает это с профессиональной деятельностью Павлова.

Иван Павлов в составе группы адвокатов защищает советника главы Роскосмоса, журналиста Ивана Сафронова, обвиняемого в госизмене. Именно в этом деле у защитников возник конфликт со следствием по поводу «подписки о неразглашении». Адвокаты Сафронова отказались подписывать требование о неразглашении в отношении материалов следствия. Они указывали, что ещё на этапе допуска к делу дали подписку о неразглашении государственной тайны, поэтому у следствия нет оснований опасаться утечки секретных данных. Минюст требовал от адвокатских палат Москва, СПб и Ленобласти привлечь адвокатов Сафронова к дисциплинарной ответственности.

В отношении Павлова министерство дважды направляло палате подобное представление. АП Петербурга оба раза прекращала дисциплинарное производство в связи с отсутствием нарушения в действиях Павлова. Совет палаты также отмечал, что в законе не содержится обязанности адвоката давать такую подписку – а требования следователей можно расценить как попытку давления на Павлова.

Обновление от 12:55: добавили комментарий Юрия Пилипенко и АП Санкт-Петербурга; дополнили слова Генри Резника; добавили заявление «ОВД-Инфо».

* Внесены в реестр «иноагентов».

** По мнению прокуратуры, проект связан с организацией, признанной нежелательной в России.

*** Ссылка на соцсети «иноагента».


Процесс
Дело адвоката Ивана Павлова*
«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.