Коллеги погибшего в Украине адвоката обратились в ФПА
Они хотят выяснить у Минобороны обстоятельства мобилизации защитника
Группа адвокатов Санкт-Петербурга и Ленинградской области обратились в ФПА по поводу гибели их коллеги Андрея Никифорова. Они указали, что от мобилизации Никифорова до сообщения о его смерти прошло всего две недели – а значит, никакой обещанной подготовки он не получил. Авторы письма просят ФПА потребовать от Минобороны проверки ситуации и наказания для виновных.
14 октября адвокаты АП Санкт-Петербурга и Ленобласти направили письмо (есть у «АУ») на имя президента ФПА Юрия Пилипенко. Они просят разобраться с обстоятельствами гибели их коллеги Андрея Никифорова. Напомним, 12 октября издание Astra сообщило о первой смерти мобилизованного адвоката, члена Невской коллегии адвокатов Санкт-Петербурга Андрея Никифорова. Эту информацию «Улице» подтвердил глава коллегии Александр Зеленский.
Позже «Фонтанка» опубликовала статью с подробностями. Как оказалось, ранее Никифоров служил срочную службу – в том числе в Чечне. После этого он работал в «убойном отделе» МВД, а затем ушёл в адвокатуру. На момент объявления «частичной мобилизации» Никифорову был 41 год, он имел звание рядового. И хотя первый этап мобилизации должен был затронуть рядовых до 35 лет, уже 22 сентября сестре Никифорова вручили повестку. На следующий день адвокат явился в военкомат и сразу был мобилизован. В тот же день он приостановил статус и 24 сентября отбыл на полигон под Выборгом. Там он провёл всего три дня. Уже 2 октября он позвонил родным из Белгорода, а 4 октября сказал, что теперь «где-то в полях, в палатках и на сухпайке». Это был последний его разговор с близкими. 12 октября родные получили извещение, в котором говорилось: Никифоров «погиб 7 октября при выполнении задач в ходе специальной военной операции на территории Украины, ДНР и ЛНР». По информации, имеющейся у родственников, адвокат погиб под Лисичанском – это северо-запад Луганской области.
Авторы письма заявили главе ФПА, что гибель коллеги «глубоко поразила и потрясла» их. Адвокаты подчеркнули, что их «неприятно удивили» обстоятельства, при которых Никифоров оказался на фронте. Он погиб в зоне боевых действий уже через две недели после мобилизации – хотя Минобороны обещало проводить подготовку в воинских частях своих регионов. «Считаем, что подобная ситуация является вопиющей и не имеет права на повторение», – говорится в письме.
Адвокаты попросили Юрия Пилипенко обратиться от имени ФПА в Минобороны, чтобы получить разъяснения, почему Андрей Никифоров «так рано оказался в зоне проведения спецоперации». Также они призвали провести проверку и привлечь к ответственности виновных.
Письмо адвокатов в ФПАМы, члены корпорации, которые в силу своей профессии отстаивают права граждан и организаций, должны требовать соблюдения и наших прав в том числе. В случае непринятия действенных мер случившаяся с нашим коллегой трагедия имеет все шансы повториться. При этом мы понимаем, что предварительная подготовка, к сожалению, не исключает риска гибели мобилизованных. Однако если есть возможность хотя бы чуть-чуть снизить возникающие риски, за это стоит бороться.
Под письмом стоит 21 подпись. Но один из авторов, адвокат АП Ленинградской области Николай Полянский рассказал «Улице», что другие коллеги самостоятельно подписывают обращение и также отправляют на электронную почту ФПА. Пока палата не отреагировала на письмо, сказал Полянский, поэтому авторы планируют опубликовать его в соцсетях. «Улица» попросила ФПА прокомментировать обращение и дать оценку обстоятельствам гибели Андрея Никифорова, но пока не получила ответа.
Напомним, известно ещё минимум о двух российских адвокатах, которые участвуют в «спецоперации». По данным «Коммерсанта», в Москве мобилизовали адвоката Андрея Паршина. Он не служил в армии и не имеет боевого опыта, хотя и числится лейтенантом запаса после военной кафедры. «На комиссии, в которой, кстати, находился прокурор округа, ему отказались предоставить даже пару дней, чтобы он мог передать дела своим коллегам», – рассказывает издание.
Со вторым адвокатом – жителем Казани Игорем Банарцевым – поговорила «Улица». Он сам приостановил статус, чтобы поступить на военную службу по контракту. Прямо сейчас Банарцев находится на границе – и «иногда заходит на территорию Украины», чтобы «выполнить свои задачи».
Напомним, 13 октября Министерство юстиции ответило на запрос ФПА о порядке мобилизации защитников. Ведомство сообщило об «отсутствии возможности» повлиять на ситуацию с призывом – и предложило ФПА обратиться в Министерство обороны. Также в документе уточняется, что мобилизация адвоката является законной причиной для приостановки статуса. «Улица» обратилась в пресс-службу ФПА с просьбой подтвердить подлинность письма Минюста, но не получила ответа. Между тем другие участники судебного процесса оказались законодательно защищены от мобилизации. Как разъяснял Генштаб, призыву не подлежат сотрудники Следственного комитета, прокуратуры, а также «работники судов».