19.03.2021

ФПА рассказала о стратегии борьбы с «Крепостью»

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

Недопуски адвокатов в ОВД обсудили на Общероссийском гражданском форуме

Сегодня в рамках дискуссии, организованной Общероссийским гражданским форумом (ОГФ), состоялось обсуждение недопусков адвокатов в ОВД к задержанным на недавних протестных акциях. Представители ФПА рассказали, что МВД не верит в масштабность проблемы. Поэтому палата ведёт «большой политический проект», чтобы доказать массовость недопусков – и «максимально решить проблему».

Мероприятие прошло в рамках серии дискуссий «За стенами “Крепости”». В начале встречи несколько адвокатов и юристов коротко рассказали, под какими предлогами их не пропускали к доверителям. Главный редактор «Адвокатской улицы» Екатерина Горбунова уточнила, что редакции удалось подтвердить порядка 70 нарушений прав адвокатов в дни протестов. Она напомнила, что проблемы не исчерпывались недопусками – и рассказала об избиении в ОВД адвоката Мансура Гильманова, а также об обыске и аресте Михаила Беньяша. Кроме того, защитники столкнулись с недопусками не только в отделах полиции, но и в судах. Позже председатель КЗПА АП Санкт-Петербурга Сергей Краузе в ходе своего выступления подтвердил эту новую тенденцию.

Вице-президент ФПА и АП Московской области Михаил Толчеев посетовал, что адвокатам пока не удалось «достаточно далеко продвинуться» в обжаловании недопусков. «Если говорить системно, то проблема не в МВД – потому что они выполняют свою работу. Проблема в том, что наши суды не видят в этом ошибки», – сказал Толчеев. Он назвал «показательным примером» дело адвоката Марии Эйсмонт, которая с 2019 года судится из-за недопуска в московское ОВД «Аэропорт». Районный суд не увидел нарушения и апелляция «засилила» эту позицию. В конце прошлого года 2КСОЮ вернул дело в первую инстанцию, указав на «формальный» подход. Вице-президент ФПА предполагает, что ситуацию может измениться, если дело о недопуске дойдёт до ЕСПЧ. Ведь Европейский суд считает, что адвокат должен быть допущен при любом ограничении свободы человека – но российские судьи эту позицию пока игнорируют.

Толчеев напомнил, что ФПА отправила главе МВД письмо с жалобой на системные недопуски. По его словам, ведомство так и не поверило в масштабность проблемы.

Вице-президент ФПА Михаил Толчеев

Первая реакция была: «Что же вы просто письма пишете и говорите, что у этого такое колоссальное распространение? На самом деле ничего такого по нашим данным не подтверждается».

Также Толчеев прокомментировал упомянутые главредом «Улицы» случаи нарушений прав адвокатов. «По делу Гильманова в течение 10 минут мы отправили [в ОВД] нашего представителя Татьяну Сустину, – рассказал вице-президент Подмосковной палаты. – У меня нет сведений, что его избивали – его повалили, когда он прошёл в отдел. Между ним и сотрудником полиции возникло недопонимание. Но дело в том, что нашего представителя тоже не допустили [в отдел полиции]». Говоря об аресте адвоката Беньяша за призывы оказывать юридическую помощь митингующим, Михаил Толчеев признался, что у него «нет сформировавшегося чёткого мнения, является это правонарушением или нет». «Но адвокат, который идёт оказывать юридическую помощь в составе группы, которая собирается банк грабить – наверное, это глупо», – добавил всё же он.

Члену совета ФПА Елене Авакян задали вопрос: почему палата две недели не делала никаких заявлений о системных недопусках? «Какого рода заявлений ожидают от ФПА? От ФПА ждут действий – ФПА действовала, – ответила Авакян. – ФПА написала соответствующее заявление [главе МВД] Колокольцеву и начала действовать в политическом поле. ФПА провела все необходимые встречи и совещания». По её мнению, требование к федеральной палате выпустить заявление о проблеме недопусков – «достаточно спорный вопрос». «Думаю, и так ни у кого нет сомнений, что палата в одном строю с адвокатами и делает всё возможное для защиты их интересов», – сказала она.

Член совета ФПА Елена Авакян

ФПА сделала всё политически возможное для того, чтобы ситуацию донести до руководства. Наша сегодняшняя встреча тоже часть большого политического проекта, который призван доказать массовость подобного рода нарушений. Наша задача не просто прокричать о проблеме – наша задача её максимально решить.

Авакян подчеркнула, что сейчас необходимо зафиксировать все нарушения – и довести проблему до судов «в таком виде, чтобы судебная система не смогла её проигнорировать». Член совета также упомянула решение 2КСОЮ в деле Марии Эйсмонт. «То, что кассационные суды стали принимать такие решения, – последствие бурной общественной реакции, в том числе реакции ФПА», – заявила Авакян.

В ходе дискуссии она напомнила, что в проекте новой редакции КоАП есть норма про обязательного защитника для всех, кому грозит административный арест. «Наша задача – получить статью КоАП, где будет однозначно сказано, что с момента задержания при привлечении к административной ответственности человек имеет в равной степени право на адвоката, – сказала Авакян. – Наша задача – её удержать, поскольку степень сопротивления такой статье крайне высокая. Как на уровне политических событий, так и на уровне Министерства финансов, которое говорит, что нет на это денег».

Напомним, что ранее ФПА объявляла глобальное исследование проблемы недопусков – и создала специальную анкету для адвокатов. О результатах исследования представители палаты сегодня ничего не сообщили.

Процесс
Штурм «Крепости»
«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.