23.09.2022

ФПА попросили добиться «брони» от мобилизации для адвокатов

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

Автор обращения указывает, что не может бросить доверителей

Московский адвокат Григорий Червонный обратился в ФПА с просьбой организовать «бронирование» всех российских защитников от мобилизации. Он заявил, что «не может оставить своих подзащитных на произвол судьбы». Червонный надеется, что коллеги поддержат обращение, а ФПА начнёт переговоры о «брони» с органами госвласти. Адвокат Андрей Сучков считает, что «в данной ситуации» защита интересов доверителей должна быть приоритетнее, чем участие в армейской мобилизации.

Сегодня адвокат Григорий Червонный опубликовал в телеграм-канале фото своего обращения в ФПА. Он просит «разъяснить порядок бронирования адвокатов» от участия в «частичной» мобилизации, которую президент Владимир Путин объявил 21 сентября. В случае, если никаких «адвокатских» льгот нет, Червонный просит палату «инициировать организацию бронирования адвокатов России с целью обеспечения прав на защиту подозреваемых и обвиняемых».

«Мне непонятно, почему я как гражданин, находящийся в запасе, должен оставить своих подзащитных на произвол судьбы. Людей, реально находящихся в условиях лишения свободы и доверяющих мне», – пояснил адвокат причину такого обращения. Он заявил, что считает участие в мобилизации «нарушением права на защиту» и «предательством интересов» доверителей. «Нас [адвокатов] всего 77 тысяч на всю страну, – напомнил он. – Подзащитных в разы больше. Мы не можем их оставить один на один с системой».

Григорий Червонный сообщил «Улице», что направил письмо именно в ФПА, так как «палата вправе от лица адвокатского сообщества взаимодействовать с органами госвласти». Ему неизвестно, направил ли кто-то ещё схожее обращение в ФПА, но «негатива от коллег не поступало». Ответа от палаты пока нет; Червонный надеется, что там согласятся с его предложением.

Адвокат Григорий Червонный

Надеюсь, право на защиту и стабильность работы судебной системы станут достаточно веским основанием для бронирования от конфликта, который нарушает права целого государства. Адвокаты должны это понимать.

«Улица» попросила адвоката Андрея Сучкова прокомментировать идею Червонного. «Адвокатский статус не представляет иммунитета от призыва на военную службу, в том числе и при объявленной мобилизации. Но в то же время адвокат по соглашению или по назначению является гарантом защиты прав и свобод человека и гражданина, это его профессиональная обязанность. В случае его призыва на военную службу он лишается возможности осуществлять защиту прав и свобод своего доверителя, – констатировал Сучков. – В ситуации конкуренции правовых норм – исполнять долг по защите страны или свой профессиональный долг – по общему правилу следует обращаться к нормам высшего порядка». Адвокат отметил, что «на Россию никто не нападал, на её территории нет военных действий, а значит, нормы ст. 59 Конституции об обязанности защищать Отечество в данном случает не действуют». В то же время, согласно ст. 2 Конституции, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Это касается и конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи, говорит Сучков, а также права на защиту – частного случая права на юрпомощь. «То есть адвокат в данной ситуации обязан исполнять свои профессиональные обязанности – защищать права и интересы своего доверителя», – делает вывод эксперт.

Адвокат Андрей Сучков

Статья 45 Конституции говорит, что эти права и свободы подлежат защите любыми способами. Следовательно, уклонение адвоката от призыва любыми способами является правомерным поведением, вытекающим из системного применения нормативного акта высшей юридической силы – Конституции Российской Федерации.

Редакция направила запрос в ФПА, но пока не получила ответа. Напомним, что в марте 2020 года ФПА обратилась к властям Москвы и Подмосковья с просьбой предоставить адвокатам специальные пропуска для беспрепятственного передвижения даже в условиях «коронавирусного» локдауна. Палата указывала, что суды продолжают рассматривать неотложные дела – а значит, адвокаты также должны иметь возможность продолжить работу. В обращении ФПА отмечалось, что в указе мэра Москвы перечислены исключения из запрета свободного передвижения – сотрудники оторганизаций, чья деятельность «непосредственно направлена на защиту жизни, здоровья и иных прав и свобод граждан, в том числе противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности». Президент ФПА предложил Сергею Собянину добавить адвокатов и адвокатские образования в этот список исключений. Позже для адвокатов и их помощников действительно сделали такое исключение.

Процесс
«Специальная военная операция»
«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.