ФПА готовит проект об «уголовке» за нарушения прав адвокатов
Для этого она проводит опрос региональных палат
ФПА начала сбор информации о нарушениях прав адвокатов – это нужно для обоснования введения уголовной ответственности за подобные действия. Письмо с такой просьбой было разослано в регионы. Интересно, что на сайте ФПА нет отдельного объявления о проходящем опросе – «Улица» узнала про него, изучив сайты региональных АП.
Напомним, что ранее минюст предложил ввести административную ответственность за воспрепятствование адвокатской деятельности. Ведомство добавило в проект нового КоАП статью 6.10, по которой «вмешательство в какой бы то ни было форме в адвокатскую деятельность» должно наказываться штрафом до 10 тысяч рублей. Защитники, опрошенные «АУ», сомневаются в эффективности новой статьи и называют наказание в виде штрафа «смехотворным». А полномочный представитель АП Санкт-Петербурга по защите прав адвокатов Александр Мелешко и вовсе заявил, что административная статья «вредна». При этом минюст поначалу заявил «Улице», что ФПА вообще не прислала своих замечаний к проекту. Позже, 10 июня, палата опровергла это сообщение – и тогда минюст подтвердил «Улице», что всё-таки получил предложения ФПА. Правда, ведомство отказалось назвать как дату поступления «позиции», так и её содержание. Впрочем, как и ФПА.
10 же июня – в день опровержения информации о том, что ФПА не направляла свою позицию в минюст – палата объявила, что вместе с депутатом Госдумы Оксаной Пушкиной готовит законопроект об уголовной ответственности за воспрепятствование адвокатской деятельности. ФПА объяснила, что инициатива стала ответом на громкий конфликт адвокатов с полицейскими в Кабардино-Балкарии. «Улица» обратилась за комментарием в пресс-службу ФПА, однако там отказались отвечать на вопросы и предоставить проект документа. Помощник депутата Оксаны Пушкиной сообщила, что «к сожалению, не получается» предоставить комментарий.
На днях «Улица» обнаружила на сайтах ряда палат письмо вице-президента ФПА Михаила Толчеева от той же даты – 10 июня. Оно было адресовано президентам палат, председателям комиссий по защите профессиональных прав адвокатов и руководителям региональных отделений ФСАР. Их попросили до 19 июня направить в ФПА «всю имеющуюся информацию о случаях нарушений профессиональных прав адвокатов, как в уголовном процессе, так и в других случаях осуществления адвокатом профессиональной деятельности». Кроме того, федеральную палату интересуют примеры «соответствующей судебной практики (как положительной, так и отрицательной)». Господин Толчеев объяснил в письме просьбу «необходимостью обоснования системности и масштабов» проблемы. По его словам, «в связи с участившимися случаями нарушений прав адвокатов» со стороны сотрудников правоохранительных органов, ФПА приняла решение «в очередной раз поднять вопрос» об уголовной ответственности за подобные действия. Вице-президент ФПА отказался рассказать «Адвокатской улице» подробности об опросе и готовящемся законопроекте, сославшись на занятость.
Пока неизвестно, какие палаты и в каком объёме предоставили ФПА затребованную информацию. Так, глава КЗППА палаты Санкт-Петербурга Сергей Краузе сказал «Улице», что о письме осведомлён, но лично его не получал. Член совета АП Ленинградской области, председатель местной КЗППА Евгений Тонков подтвердил «Улице» получение письма. Он добавил, что статистика нарушений ведётся давно: «Мы всегда об этом говорим и всегда говорили, такой мониторинг – часть нашей работы». Сейчас на сайте АП Ленинградской области размещено краткое информационное сообщение «о безусловном росте числа нарушений профессиональных прав адвокатов». Там же опубликована статистика за первое полугодие 2020 года: количество недопусков, незаконных отводов, попыток вызова на допрос и тд. К сожалению, в публикации не приводятся аналогичные данные прошлых лет, поэтому оценить динамику нельзя. Вице-президент АП Анна Денисова рассказала «Улице», что в этом году количество нарушений «несколько ниже».
Вице-президент АП Ленинградской области Анна ДенисоваПандемия понизила активность следственных органов, в том числе в части нарушений прав адвокатов. Теперь мы возвращаемся к нормальной жизни, и полагаю, что число нарушений будет расти.
Она сообщила «Улице», что опубликованные данные направлены в ФПА.
Президент Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Москвы Роберт Зиновьев подтвердил «Улице», что получил письмо вице-президента ФПА. Ответ пока что не был направлен, поскольку в палате принят иной порядок работы с подобной статистикой. «На заседании Совета 30 июня я доложу о полугодовых итогах работы Комиссии, приведу характерные примеры и цифры. После этого Совет их рассмотрит, и мы направим результаты в ФПА», — пояснил Зиновьев.
Известно также, что некоторые региональные палаты попросили адвокатов предоставить нужную для опроса ФПА информацию. Так, на сайте АП Приморского края текст письма ФПА сопровождается призывом к «уважаемым адвокатам» сообщить о случаях нарушения их профессиональных прав. А палата Кемеровской области опубликовала бланк «статотчёт, раздел 4 о нарушении прав адвокатов», попросив заполнить и вернуть до 18 июня. Судя по шаблону подписи, это обращение адресовано руководителям коллегий, бюро и адвокатских кабинетов.
В документе достаточно подробно перечислены виды возможных нарушений. Например, в подразделе о случаях посягательства на адвокатскую тайну выделены незаконные допросы, обыски, ОРМ в отношении защитников и нарушения конфиденциальности в СИЗО. Отдельными графами прописаны «причинение смерти адвокатам», ущерб здоровью и имуществу защитников или их близких, а также случаи применения насилия со стороны сотрудников правоохранительных органов. Правда, бланк не позволяет сообщить подробности – только предоставить «количественные показатели».
Отметим, что работу над аналогичными изменениями в законодательство ведёт и ФСАР. После конфликта в Кабардино-Балкарии, Союз создал инициативную группу по подготовке «адвокатских» поправок в УК. Руководитель группы, вице-президент ФСАР Алексей Иванов рассказал «Улице», что их проект готовится отдельно от ФПА. «На данный момент разговора об объединении сил с федеральной палатой в этой части нет – они работают отдельно, мы занимаемся своим, собираем потихоньку информацию, готовим предложения по линии ФСАР» – пояснил он.
Вице-президент ФСАР Алексей ИвановКогда работа ведётся независимо разными группами, это повышает шанс добиться желаемого. Сталкиваются разные видения, разные подходы – и несколько вариантов всегда лучше, чем один. Неважно, кто первый пересечёт черту – мы не устраиваем гонки с препятствиями и не пытаемся выяснить, кто самый принципиальный борец против нарушения прав адвокатов. Важен результат.
Вице-президент ФСАР пока «не обладает информацией», был ли предоставлен региональными отделениям Союза ответ на запрос Михаила Толчеева. «Уверен, что проблем во взаимодействии, обмене информацией и обработке её не будет», — подчеркнул он. Отдельно Алексей Иванов добавил, что не поддерживает инициативу минюста о добавлении в КоАП статьи 6.10 «Воспрепятствование адвокатской деятельности». «Нужно помнить, что привлечь за одно и то же деяние к административной и уголовной ответственности невозможно, — напомнил вице-президент ФСАР. — При наличии альтернативы наши правоприменители будут стремиться квалифицировать деяние максимально мягко — то есть по КоАП». Он считает, что такая «двойственность» породит «путаницу» и на пользу адвокатам не пойдёт: придётся потратить много сил, чтобы добиться хотя бы штрафа.
«Полагаю, что обсуждаемое преступление должно быть отнесено к преступлениям против правосудия, ведь адвокатура – его часть», — подчёркивает Иванов. Впрочем, он считает, что сейчас нет смысла обсуждать юридическую технику возможной уголовной статьи: «Мы на первом этапе и должны убедить законодателя в необходимости появления состава как такового. Когда это произойдёт, можно будет заниматься детализацией».