ФАС устранилась от контроля за рекламой в Instagram*
Но «экстремистские» риски сохраняются, предупреждают юристы
Федеральная антимонопольная служба не будет проверять посты в Instagram* на соответствие Закону о рекламе, потому что соцсеть заблокирована в России. Ведомство считает, что увидеть такую рекламу могут только те, кто находится за границей – и сравнивают её с баннерами в Турции, рассчитанными на российских туристов. Юристы «приятно удивлены» позицией ФАС, но допускают, что она может измениться. К тому же размещение рекламы в запрёщенной соцсети может привлечь внимание правоохранительных органов.
28 августа в телеграм-канале «Доктор права» появился ответ ФАС на запрос неизвестного заявителя. Он попросил службу дать разъяснения относительно контроля за рекламой, размещаемой в соцсети Instagram. Напомним, что год назад вступили в силу новые правила интернет-реламы, предусматривающие её маркировку и строгую отчётность перед государством.
В документе, опубликованном в «Докторе права», ФАС напомнила, что Instagram в России заблокирован. Поэтому реклама там «Федеральным законом “О рекламе” не регулируется, и данный вопрос в компетенцию ФАС России не входит».
В пресс-службе ведомства не ответили на запрос «Улицы» о подлинности этого документа. Но источник «Улицы», близкий к антимонопольной службе, подтвердил, что ФАС не контролирует рекламу в Instagram.
В начале августа начальник управления контроля рекламы ФАС Татьяна Никитина высказалась о запрещённых соцсетях. Она напомнила, что профильное законодательство регулирует только те материалы, что распространяются на территории страны.
Начальник управления контроля рекламы ФАС Татьяна НикитинаInstagram запрещён, закрыт. Соответственно, если кто-то туда попадает, он попадает не с территории РФ.
Никитина сравнила рекламу в Instagram с русскоязычными баннерами на турецких курортах: «Там же есть российские туристы, на которых может быть направлена эта реклама. Но физически она находится в Турции. Понятно, что мы не рассматриваем эту рекламу».
Юрист Максим Али сказал «Улице», что позиция ФАС его «приятно удивила». Он считает, что разъяснения ведомства максимально благоприятны для бизнеса. Али напоминает, что за маркировкой рекламных объявлений следит не ФАС, а Роскомнадзор – но вряд ли он будет игнорировать позицию уполномоченного органа.
«Наконец-то в вопросах маркировки рекламы мы видим какие-то послабления. Обычно широкая трактовка закона уточняется суровей», – добавил другой юрист, пожелавший остаться анонимным. Однако он считает, что обоснование ФАС содержит «немного софистики»: «Фактически эта реклама на территории РФ всё-таки показывается, потому что граждане используют VPN».
Максим Али согласен, что доступность объявления в России не единственный критерий определения юрисдикции. Даже в запрещённой соцсети может работать страница российского магазина, который продаёт товары российским пользователям, напоминает юрист. «Выходит, что позиция ФАС здесь привносит новое толкование при определении сферы действия Закона о рекламе» – отмечает Али.
По мнению собеседников «Улицы», разъяснения ведомства создают «серую зону», поэтому в будущем могут измениться. Не следует забывать и о рисках, связанных с антиэкстремистским законодательством, предупреждает анонимный юрист: «Позиция прокуратуры [относительно запрета компании Meta*] сначала была в том, что главное денег им не платить. Но потом прокуратура начала спрашивать: “А почему вы там вообще ведёте свою деятельность?” Так что я бы не стал туда никаких рекламных бюджетов отправлять – это рискованная затея».
* В тексте содержится упоминание платформ, принадлежащих Meta, и ссылки на них. Компания признана в России экстремистской организацией и запрещена.