ЕСПЧ «отказался от получения» жалоб двух российских юристов
При этом Суд заверяет, что нет никаких ограничений на прием почты от россиян
Сразу два российских юриста столкнулись с тем, что их письма с жалобами не были доставлены в ЕСПЧ. Оба раза французская почта заявила, что «адресат отказался от получения». Пресс-служба Суда связывает проблему с «таможенными формальностями» или ошибками в адресе.
Первым отправил жалобу в ЕСПЧ старший юрист «Трансперенси Интернешнл-Р» (НКО внесена в реестр «иноагентов») Григорий Машанов. Письмо он отослал из Грузии в середине мая. «По трек-номеру шла информация, что жалоба вручена адресату. А потом через некоторое время информация изменилась, – рассказал он “Улице”. – Мне позвонили с почты и сказали прийти забрать отправление, потому что получатель отказался его получать». По словам Машанова, на почтовом пакете действительно обнаружилась наклейка почты Франции с информацией об отказе получателя.
Аналогичная проблема возникла с жалобой, которую 10 июня направил в Страсбург из Москвы юрист Григорий Вайпан. «Жалоба прибыла во Францию, прошла французскую таможню и была передана в доставку по Франции. Сегодня появилось обновление о том, что отправление выслано обратно, потому что “адресат отказался от получения”», – рассказал Вайпан.
По словам юристов, обе жалобы касаются нарушений, которые имели место задолго до исключения России из Совета Европы. Машанов полагает, что возврат письма может объясняться формальными проблемами с французской таможней: «Я никогда с таким не сталкивался. Коллеги предполагают, что это могло произойти из-за объявленной стоимости отправления. Возможно, французская таможня решила, что такое отправление должно облагаться налогом, и предложила ЕСПЧ оплатить пошлину. Но суд так не делает – поэтому отказался принимать отправление». Машанов связался по электронной почте с ЕСПЧ и получил ответ, в котором объявленная стоимость отправления действительно указывалась как одна из возможных причин отказа принять письмо.
«Из трекинга видно, что письмо прошло таможню. Поэтому мне непонятно, почему ЕСПЧ как получатель возвращает его назад, – не согласен Вайпан. – В любом случае документы пошлиной не облагаются, это полный бред. Объявленную ценность международной бандероли требует указывать Почта России, поэтому я всегда указываю символический 1 рубль». Впрочем, он тоже считает более вероятной версию «каких-то технических причин». «Такого происходить не должно. Суд должен принимать все жалобы, которые туда поступают», – подчёркивает он. Оба юриста намерены заново подать жалобы.
Пресс-служба Европейского cуда сообщила «АУ», что «ограничений на получение почты из России нет». «Возможно, имели место трудности, связанные с таможенными формальностями или ошибками в адресах», – предположили в Суде.
Напомним, после исключения России из Совета Европы судьи ЕСПЧ установили крайний срок действия Конвенции для страны – 16 сентября 2022 года. Судья ЕСПЧ от России в 2012–2022 годах Дмитрий Дедов заявил на вебинаре ФПА, что у него «есть сомнения», будет ли Суд рассматривать накопившиеся жалобы на Россию после этой даты – «поскольку и финансовые есть причины для этого, невозможность этого делать…»
Если вы адвокат или юрист и столкнулись с возвратом жалоб из ЕСПЧ – сообщите «Улице» на advstreet@advstreet.ru.
Обновление: уточнена информация про 16 сентября.