Доверителя-гея скрывают от адвокатов в Чечне
До сих пор неизвестно, где он находится
Полицейские Москвы и Чечни не дали адвокатам правозащитной группы «СК SOS» оказать юридическую помощь их доверителю Идрису Арсамикову. Сотрудники МВД задержали мужчину в аэропорту Домодедово и отказали адвокату в конфиденциальной беседе с ним. Затем Арсамикова передали чеченцу в штатском, который даже не показал никаких документов. Адвокаты приехали в Чечню, но их отказались пропустить в отделение полиции. Позже в интернете появилось видеообращение Арсамикова, который потребовал «отстать» от него – хотя ранее сам просил правозащитников о помощи. Его местонахождение до сих пор неизвестно.
Идриса Арсамикова задержали 15 февраля в аэропорту Домодедово, откуда он собирался улететь в Нидерланды. Правозащитники из кризисной группы «СК SOS» поясняют, что мужчина живёт в этой стране с 2018 года. Он получил там политическое убежище, поскольку в Чечне подвергался преследованиям и пыткам из-за гомосексуальности. Однако в 2022 году Арсамиков вернулся в Чечню на похороны отца. Уехать обратно ему уже не удалось, говорят в кризисной группе: «Идриса трижды задерживали и пытали, но позже отпускали. У него забрали разрешение на поездку, полученное от муниципалитета Нидерландов, а при получении загранпаспорта возникли трудности. После третьего задержания он решил вылететь из Грозного в Москву».
После задержания Арсамикова в Домодедово приехала адвокат от «СК SOS» (правозащитники не называют её имени). На сайте группы опубликован её подробный рассказ. По словам защитницы, в дежурной части у Арсамикова забрали рюкзак и телефон. При этом сотрудники не проводили с ним никаких действий и не заполняли никаких бумаг. Полицейские не дали адвокату поговорить с доверителем – вместо этого они «через решётку» продемонстрировали ей «распечатанное письмо от начальника ОМВД по Шелковскому району Чечни [Хамзаева], названное “ориентировкой”». В нём утверждалось, что Арсамиков подозревается в мошенничестве (ч. 3 ст. 159 УК). «При установлении просим задержать до прибытия инициатора», – так заканчивалось письмо.
«Сотрудник полиции… повторял, что он “обязан его задержать по ориентировке и передать инициатору ориентировки”. На просьбы пояснить, какая норма закона обязывает его задержать лицо, не находящееся в розыске, он ответить не мог, – утверждает защитница. – Органы внутренних дел могут разыскивать подозреваемого при наличии возбуждённого уголовного дела по поручению органов дознания или следствия. Но сотрудники отдела полиции аэропорта признались, что у них нет никаких подтверждений возбуждения уголовного дела».
Позже начальник дежурной части позволил защитнице пообщаться с доверителем – но сам же присутствовал при их разговоре. Арсамиков пожаловался на панические атаки из-за страха пыток; адвокат вызвала врачей аэропорта, однако те не обнаружили поводов для медицинской помощи. Также Арсамикову разрешили написать заявление в полицию о перенесённых в Чечне пытках, но защитнице запретили присутствовать при этом. Как сообщил корреспондент SOTA, полицейский аргументировал запрет фразой «Я устал».
По словам защитницы, оперуполномоченный из Чечни приехал в отдел в гражданской одежде. «Сотрудники полиции не попросили у него никаких документов, подтверждающих основания для задержания [Арсамикова] либо его полномочия, – утверждает адвокат. – На мою просьбу предъявить документы, на основании которых оперуполномоченный хочет забрать человека, он показал два листа бумаги: такую же “ориентировку” и постановление о приводе подозреваемого на допрос, датированные 15 февраля». Она подчёркивает, что сотрудники отдела даже не посмотрели эти бумаги, а передача Идриса «никак не оформлялась». Чеченский полицейский не предоставил защитнице информацию о статусе Арсамикова и увёз его в неизвестном направлении.
Правозащитники предположили, что мужчину нужно искать в Шелковском ОМВД. Туда по просьбе «СК SOS» выехали адвокаты Александр Караваев и Александр Немов. Они прибыли к ОМВД в пятницу, 17 февраля – но полицейские отказались пропустить их на территорию отдела. «Сначала нас не пустили под предлогом обеденного перерыва. Когда мы заметили, что обед по расписанию у них закончился, нам отказали уже без объяснения причин, – рассказал «Улице» адвокат Немов. – Мы предъявляли удостоверения. Сказали, что они действуют незаконно, что любой гражданин имеет право пройти [в отдел полиции]. Но им было всё равно».
Члены кризисной группы позвонили в ОМВД и спросили, у них ли находится Арсамиков. Полицейские пообещали перезвонить, но не сделали этого. «Потом я сам звонил им пять раз, – говорит Немов. – Звонки всё время сбрасывали». Тогда адвокаты позвонили на горячую линию МВД по Чеченской Республике и сообщили о происходящем. Сотрудник зафиксировал жалобу. После этого они попытались позвонить в прокуратуру района и республики. Номера ведомств висели на двери у входа в отдел, однако по одному никто не отвечал, а другой оказался недействительным. Так и не попав в отдел, Немов и Караваев отправились в СУ СКР по Чеченской Республике. Там они подали заявление с требованием провести проверку действий сотрудников полиции. Правозащитники подчёркивают: «Когда адвокаты пришли в Следственный комитет подавать жалобу, один из сотрудников сразу спросил их: “Вы по поводу того, что в интернете, что ли, писали?” – хотя защитник еще не успел представиться».
Далее защитники поехали в Шелковской районный суд. «Мы оставили обращение с просьбой представлять интересы Арсамикова в случае заседания об избрании ему меры пресечения», – рассказал Немов. К обращению они приложили ордера. Там же адвокаты подали жалобу в порядке ст. 125 УПК на недопуск в ОМВД и невозможность подать ордер следователю, чтобы приобщить их к делу. В адвокатскую палату они не стали обращаться, посчитав, что в этом нет необходимости.
Адвокатам так и не удалось выяснить, где находился Арсамиков. Вечером этого же дня на его странице в «ВКонтакте» появилось видео, где мужчина просит правозащитников «отстать» от него. «Я – патриот. Скоро подлечусь и тоже отправлюсь в Украину, – заявил Арсамиков. – Я – мужик, и скоро собираюсь жениться». «СК SOS» предполагают, что видео было записано под давлением. Правозащитники опасаются за жизнь Идриса и считают, что его могут принудительно отправить на «спецоперацию». Немов и Караваев воздержались от комментирования видеозаписи. Они отметили, что в любом случае постараются добиться реакции на действия сотрудников полиции. «Если Арсамиков считает, что ему не нужна наша помощь в уголовном деле, он может написать заявление об отказе, – сказал Немов “Улице”. – Только ему решать, кто будет его защищать».
«Улица» направила запросы в МВД и СУ СКР по Чеченской Республике – с просьбой прокомментировать недопуск адвокатов. На момент публикации ответов не поступило.