25.09.2020

Чувашские адвокаты жалуются на местного следователя

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

Палата уже обратилась в МВД

Чувашские защитники Алексей Николаев и Валерия Николаева (однофамильцы) сообщили в Адвокатскую палату республики о конфликтах с одним и тем же следователем – сотрудником СЧ СУ МВД по ЧР Ольгой Степановой. Инциденты случились в разное время, но палата опубликовала информацию о них в одном сообщении. Комиссия по защите прав адвокатов уже рассмотрела эти случаи и пришла к выводу, что следователь нарушила не только Закон об адвокатуре, но и УПК.

Алексей Николаев рассказал «Улице», что конфликт со следователем начался ещё в декабре 2019 года. По его словам, Степанова запрещала адвокатам заходить в её кабинет с мобильными телефонами, обосновывая это «внутренними правилами». Николаев указывал, что такой запрет не может распространяться на адвокатов, поскольку защитники используют телефоны в своей профессиональной деятельности. «У нас там “Консультант+”, копии процессуальных документов и так далее», – пояснил он «Улице». Адвокаты обратились в АП Чувашии – и это помогло: через какое-то время Степанова перестала противиться телефонам. По словам  Николаева, из-за этих жалоб Степанова и её руководитель Герасимов угрожали адвокату уголовным преследованием.

12 августа 2020 года Николаев был вынужден вновь вступить в конфликт со Степановой. Она не допустила защитника для участия в обыске помещения юридического лица. При этом у Николаева были при себе удостоверение и адвокатский ордер на представление интересов компании. Он продемонстрировал их следователю, но та потребовала дополнительно написать заявление. «Я отказался. Сообщил ей, что для участия в обыске адвокату требуется только удостоверение и ордер – а если я напишу не предусмотренное законом заявление, то она будет рассматривать его три дня». В итоге Степанова не допустила адвоката к участию в следственном действии. Она попросила троих молодых коллег проследить за выполнением её указания – а если потребуется, то и применить силу. В итоге Николаев был вынужден через дверь кричать своим доверителям, чтобы они написали в протоколе обыска о лишении права на защиту. 

Адвокат обратился в прокуратуру в порядке ст. 124 УПК, в суд в порядке ст. 125 УПК и в Комиссию по защите прав адвокатов АП ЧР. В жалобах он рассказал про незаконный недопуск на обыск – и упомянул также про историю со смартфоном и угрозы со стороны сотрудников МВД. При этом адвокат полагает, что поведение Степановой вызвано её личной неприязнью к доверителю Николаева.

Достаточно быстро прокуратура  признала действия следователя незаконными. Ведомство обратило внимание, что, согласно ч. 11 ст. 182 УПК, при производстве обыска вправе присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск. Прокуратура внесла требование начальнику СУ МВД по республике, чтобы устранить это нарушение.

Так как прокуратура быстро отреагировала, суд прекратил производство по жалобе. Член комиссии по защите прав адвокатов АП ЧР Сергей Чирков говорит, что по этой же причине Николаев отозвал жалобу в палату: «Наше вмешательство здесь уже было не нужно». Алексей Николаев пока не знает, было ли вынесено какое-то дисциплинарное взыскание в адрес следователя, – но думает, что в скором времени получит эту информацию.

Через некоторое время комиссия вновь получила жалобу на действия следователя Степановой – но уже от другого адвоката. Валерия Николаева сообщила, что 11 сентября она прибыла на допрос подзащитного. Перед началом следственных действий Степанова распечатала для неё копии постановлений о возбуждении уголовных дел. Во время допроса Николаева сделала на оборотной стороне документов записи с краткими консультациями для доверителя. Но следователь решила силой изъять эти листы «под предлогом, что адвокат похитила с её стола документы из материалов уголовного дела».

«Вопреки возражениям адвоката и сообщению о том, что сделанные ею записи с краткими консультациями доверителя являются адвокатской тайной, следователь Степанова просунула руку в сумочку адвоката и изъяла указанные копии постановлений, угрожая обыском адвоката и производя при этом видеосъёмку» – сообщается на сайте палаты. Сергей Чирков сообщил, что следователь также угрожала защитнику вызовом наряда полиции. «Наш адвокат очень грамотно отвечала, что, конечно же, вызывайте, давайте разберёмся, – рассказал Чирков, – В итоге никого не вызывали – следователь сама вытащила документы из сумки адвоката». Сама Николаева отказалась беседовать с «Улицей», сославшись на отсутствие разрешения доверителя.

14 сентября комиссия рассмотрела обращение Валерии Николаевой и встала на её сторону, отметив жалобы других адвокатов на следователя Степанову. «Возможно, что указанное обращение не вызвало бы такого резонанса у членов комиссии, если бы не предыдущее обращение адвоката Николаева, – отмечается в сообщении палаты. – Ранее адвокат АП ЧР Щербаков жаловался на неоднократные нарушения УПК и грубое, и неэтичное поведение указанного следователя». Редакции не удалось связаться с Щербаковым.

Комиссия по защите профессиональных и социальных прав АП ЧР

Создаётся твёрдое впечатление, что для следователя Степановой нарушение действующего уголовно-процессуального законодательства и законодательства об адвокатской деятельности является нормой её профессиональной деятельности.

В итоге комиссия приняла решение обратиться в МВД. По словам Чиркова, в письме палата указала на нарушения профессиональных прав адвокатов – и потребовала провести расследование по перечисленным инцидентам. А в случае подтверждения нарушений – принять соответствующие меры процессуального характера. «Улица» не смогла дозвониться до пресс-службы СУ МВД по ЧР, ответ на письменный запрос пока не пришёл.

В беседе с «Улицей» Чирков подчеркнул, что адвокаты, как равные участники процесса, должны быть защищены от нарушения профессиональных прав: «К нам люди приходят, многие платят деньги, чтобы мы их защищали. И вы представьте ситуацию: люди, которые за деньги защищают других людей, не смогут защитить себя, во-первых. А во-вторых – свою корпорацию, корпоративные интересы. Если мы будем молчать – нас так и будут пинать, и ничего хорошего не будет. Поэтому мы должны привлечь внимание руководящих органов».

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.