Что известно о погибшем в Украине адвокате
«Фонтанка» поговорила с сестрой Андрея Никифорова
В среду, 12 октября, издание Astra сообщило о первой известной смерти мобилизованного адвоката: погиб член Невской коллегии адвокатов Санкт-Петербурга Андрей Никифоров. Эту информацию «Улице» подтвердил глава коллегии Александр Зеленский. Позже «Фонтанка» опубликовала статью про погибшего адвоката – с подробностями о его мобилизации и комментариями родственников. Так как «Улице» пока не удалось связаться с родными Никифорова, редакция размещает пересказ статьи коллег из «Фонтанки».
По данным издания, Никифоров родился в Санкт-Петербурге. Он окончил Университет водных коммуникаций (с 2012 года – Университет морского и речного флота имени адмирала Макарова). Получив диплом, он ушёл в армию; во время срочной службы он побывал в Чечне. «Он имел боевой опыт – участвовал во Второй Чеченской войне», – подтвердил «Улице» председатель Невской коллегии Александр Зеленский. По данным «Фонтанки», после срочной службы Никифоров работал в «убойном отделе» МВД. Других подробностей о полицейском и адвокатском стажах в статье нет.
На момент объявления «частичной мобилизации» Никифорову был 41 год, он имел звание рядового. И хотя мобилизация должна была затронуть сначала рядовых до 35 лет, уже 22 сентября сестре Никифорова вручили повестку. «Лично подписывала, его дома не было. Честно сказать, тогда даже не знала, что можно не подписывать», – рассказала она «Фонтанке».
На следующий день, 23 сентября, адвокат явился в военкомат – и сразу же был мобилизован. В тот же день он приостановил статус и 24 сентября отбыл на полигон под Выборгом. По данным издания, фото с Никифоровым в форме, которое распространяется в сети, было сделано именно там.
Сестра Никифорова рассказала «Фонтанке», что под Выборгом он провёл всего три дня. 2 октября он позвонил родным из Белгорода, а 4 октября сказал, что теперь «где-то в полях, в палатках и на сухпайке». Это был последний его разговор с близкими.
12 октября родные получили извещение, подписанное военкомом Приморского района. Там говорилось, что Никифоров «погиб 7 октября при выполнении задач в ходе специальной военной операции на территории Украины, ДНР и ЛНР». По информации, имеющейся у родственников, адвокат погиб под Лисичанском – это северо-запад Луганской области.
«Детали, обстоятельства гибели, когда будут похороны, когда доставят тело в Санкт-Петербург – этой информации на данный момент нет», – сказал 13 октября Александр Зеленский. «Фонтанка» в тот же день написала, что семья «присматривает место на кладбище». Вероятно, Никифоров будет похоронен на предложенном военкоматом Белоостровском кладбище. Издание со ссылкой на близких передает, что хоронить собираются с почестями: «Участок, где погибшие военные. Хороший, сухой».
Известно, что ещё как минимум два российских адвоката принимают участие в «спецоперации». По данным «Коммерсанта», в Москве был призван адвокат Андрей Паршин. Он «не служил в армии и не имеет никакого опыта, хотя и числится лейтенантом запаса после военной кафедры с артиллерийской военно-учётной специальностью». «На комиссии, в которой, кстати, находился прокурор округа, ему отказались предоставить даже пару дней, чтобы он мог передать дела своим коллегам», – рассказывает издание. Со вторым адвокатом – жителем Казани Игорем Банарцевым – поговорила «Улица». Он сам приостановил статус, чтобы поступить на военную службу по контракту. Прямо сейчас Банарцев находится на границе – и «иногда заходит на территорию Украины», чтобы «выполнить свои задачи».
Напомним, 13 октября Министерство юстиции ответило на запрос Федеральной палаты адвокатов о порядке мобилизации защитников. Ведомство сообщило об «отсутствии возможности» повлиять на ситуацию с призывом – и предложило ФПА обратиться в Министерство обороны. Также в документе уточняется, что мобилизация адвоката является законной причиной для приостановки статуса. «Улица» обратилась в пресс-службу ФПА с просьбой подтвердить подлинность письма Минюста, но не получила ответа.
Между тем другие участники судебного процесса оказались законодательно защищены от мобилизации. Как разъяснял Генштаб, призыву не подлежат сотрудники Следственного комитета, прокуратуры, а также «работники судов».