09.06.2020

Апелляция не вернула лицензию казахстанскому адвокату

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

Защитник намерен оспорить решение в Верховном суде

8 июня городской суд Нур-Султана отказал в удовлетворении апелляционной жалобы известного казахстанского адвоката Аманжола Мухамедьярова. Апелляционная инстанция согласилась с решением Есильского районного суда о лишении защитника профессиональной лицензии по иску министерства юстиции. Ранее 20 мая по аналогичному иску право на профессию отняли у другого адвоката Ерлана Газымжанова: минюст якобы обнаружил у защитника российское гражданство.

Как рассказывала «Улица», минюст Казахстана в ноябре 2019 года подал иск из-за публикаций адвокатов Мухамедьярова и Газымжанова в Facebook. Они выложили фрагменты официальных видеозаписей процесса, на которых было запечатлено, как судья Гульжан Убашева вступает в конфликт с прокурором и оказывает давление на адвокатов. Минюст посчитал, что адвокаты нарушили нормы УПК, регламентирующие использование видеофиксации судебных заседаний. Также ведомство заявило о нарушении ими и профессиональной этики. За преследуемых адвокатов вступились казахстанские коллеги и международные НКО, в защите поучаствовали российские адвокаты из Александр Попков и Андрей Сабинин.

Мотивировочной части решения апелляционной инстанции пока что нет, но пресс-служба суда уже рассказала, «в чём выразилось нарушение» Мухамедьярова. «В ходе судебного разбирательства адвокат получил аудио-видео запись судебного заседания. По закону, получив запись судебного заседания, адвокат был обязан использовать запись только для защиты интересов подзащитного; не распространять персональные данные без согласия всех тех, чьи данные отображались на записи», – заявили представители суда.

Ерлан Газымжанов на своей странице Facebook уже назвал заявление пресс-службы «выдумками судей». Он указал, что обе инстанции отказались изучать видеозаписи, выложенные в сеть Мухамедьяровым – «такие доказательства просто не исследовались». Адвокат добавил, что «ни один судья не знает конкретные персональные данные других участников процесса, которые якобы содержались на этих записях – и не сможет их назвать». Аманжол Мухамедьяров рассказал «Улице», что не согласен с решением городского суда Нур-Султана: «Суд намеренно однобоко трактует законы, будто мы не можем передавать аудио-видеозаписи третьим лицам».

4 июня появилась информация о скором рассмотрении поправок в казахстанский ГПК – они запрещают выдачу видеозаписей судебных заседаний. Аманжол Мухамедьяров уверен, что законопроект напрямую связан с его прецедентом – и доказывает, что ранее адвокаты имели право размещать видеозаписи в интернете.

Адвокат Аманжол Мухамедьяров

Я считаю, что таким образом судьи закрылись от общества. Чтобы теперь никто не мог видеть и комментировать их поведение, как они грубо и непрофессионально себя ведут на судебном процессе. Суду просто не выгодно, чтобы общественности были доступны видеозаписи заседаний.

При этом Аманжол Мухамедьяров напомнил, что рассмотрение апелляционной жалобы проходило с грубыми нарушениями: суд игнорировал ходатайства защиты, не изучил видеозаписи и даже удалил из процесса одного из защитников за излишнюю активность. «Суд несколько раз лишал слова нас и представителей третьей стороны, а на последнем заседании сказал, что могут выступить только истцы – то есть минюст», – согласился с ним адвокат Александр Попков.

Аманжол Мухамедьяров намерен подать кассационную жалобу в Верховный суд, когда получит постановление. «На ВС надежды больше – как минимум потому, что апелляционная инстанция сама была одним из инициаторов преследования адвокатов», – поддержал его Александр Попков. Мотивировочную часть решения адвокаты могут получить уже 15 июня.

Процесс
Адвокатура у соседей
«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.