29.07.2021

Адвокату вынесли «частник» за слово «судилище»

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

Но защитник считает его литературным – и полностью отражающим процесс

В понедельник Якутский городской суд вынес частное постановление адвокату Ольге Тимофеевой. Судье не понравилось то, что адвокат назвала процесс «судилищем» и якобы отказалась встать по его требованию. Тимофеева считает, что имела право выразить своё мнение о происходящем, используя литературное выражение, – и утверждает, что общалась с судьёй исключительно стоя. Адвокат не понимает, зачем судья вынес «частник» – и намерена обжаловать его.

Ольга Тимофеева защищает Александра Габышева по делу о применении насилия к сотруднику Росгвардии (ч. 2 ст. 318 УК). В 2018 году Габышев, называя себя шаманом, устроил мирный марш из Якутии в Москву с целью отстранения от власти Владимира Путина. В 2019 году в УФСБ по Якутии возбудили уголовное дело по ч. 1 ст. 280 УК (публичные призывы к экстремизму). В мае 2020 года его задержали на границе с Бурятией и принудительно госпитализировали. В июне правозащитный центр «Мемориал»* признал его политическим заключённым, которого лишили свободы за религиозные и политические взгляды. Спустя месяц Габышева отпустили.

В январе 2021 года шаман вновь объявил о походе в Москву. 27 января якутский психоневрологический диспансер сообщил, что состоящий на учёте Габышев перестал ходить на осмотры. В этот день к нему приехали медики и полиция. Как утверждает следствие, сопротивляясь задержанию, Габышев ударил полицейского «холодным оружием кустарного производства длиной 84 см». В результате у него якобы образовалась колото-резаная рана. Сам Габышев вину не признал. Защита не исключает, что в суматохе при задержании росгвардеец мог сам порезаться о какой-то предмет.

26 июля в Якутском городском суде состоялась очередное заседание по обвинению Габышева в насилии к сотруднику. Поскольку процесс был закрытым, информация о ходе разбирательства есть только со слов адвоката Габышева – Ольги Тимофеевой. Она сообщила «Улице», что судья Максим Горохов отказывал защите во всех ходатайствах – «даже не стал их выслушивать». Также он не дал защитникам времени на подготовку к прениям. Выражая своё отношение к ведению процесса, Тимофеева во время своего выступления использовала слово «судилище».

В итоге суд не ограничился решением о направлении Габышева на принудительное лечение – и вдобавок вынес частное постановление в адрес адвоката.

В документе (есть у «АУ») говорится, что Тимофеевой была «допущена реплика в адрес суда, названного “судилищем”». «Адвокат заявила, что ей стыдно за проведённый процесс судебного разбирательства, неуважительно отозвавшись о суде, – указал судья Горохов. – А также проигнорировала требование председательствующего встать при обращении к суду».

Судья попросил Якутскую палату обратить внимания на эти нарушения. Он подчеркнул, что кодекс этики обязывает адвоката сохранять честь и достоинство (ч. 1 ст. 4 КПЭА) – а также не допускать высказываний, умаляющих честь и достоинство других участников процесса (п. 7 ч. 1 ст. 9 КПЭА); даже если они ведут себя нетактично Кроме того, Горохов сослался на ч. 2 ст. 257 УПК, которая обязывает всех участников процесса обращаться к суду, давать показания и делать заявления стоя.

Тимофеева с такой оценкой своих действий не согласилась. В беседе с «Улицей» она пояснила, что употребила слово «судилище» в его литературном смысле: «Это слово означает “скорый и несправедливый суд”. Что и имело место быть». Она подчеркнула, что произносила эти слова спокойным тоном, без угроз и оскорблений в адрес кого бы то ни было.

Адвокат Ольга Тимофеева

В ситуации, когда суд даже не стал выслушивать наши ходатайства, мне ничего не оставалось, кроме как высказать своё субъективное мнение о том, что происходит. Я сказала, что это судилище и что мне стыдно в этом участвовать – имея в виду, что процесс ведётся с грубейшими нарушениями. Как суд могут оскорбить мои чувства?

Тимофеева также отрицает, что проигнорировала требование судьи встать. По её словам, в ходе всего процесса она обращалась к судье и отвечала на его вопросы только стоя – и этот факт могут подтвердить участники заседания. «Зачем судья так написал, я не знаю. Я довольно спокойный человек. За 25 лет практики у меня не было таких случаев», – посетовала адвокат.

Защитница планирует обжаловать постановление, когда получит протокол судебного заседания. В АП Якутии не стали комментировать ситуацию, поскольку пока не получили текст частного постановления.

*внесён в реестр иноагентов

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.