Адвокату Сафронова запретили разглашать данные следствия
Для этого сотрудник ФСБ «подкараулил» его в СИЗО
Адвоката Ивана Павлова* предупредили об ответственности за разглашение данных следствия по делу советника главы Роскосмоса, журналиста Ивана Сафронова, обвиняемого в госизмене. Ранее адвокат Павлов отказался дать соответствующую подписку, полагая, что это может ограничить возможности защиты.
Однако 1 сентября следователь ФСБ Александр Чабан подошёл к Павлову в комнате для свиданий СИЗО Лефортово, где адвокат встречался с подзащитной по другому делу. Там следователь составил акт об уведомлении адвоката об уголовной ответственности за раскрытие сведений о деле Сафронова. Понятыми выступили сотрудники изолятора. «Следователь меня никуда не приглашал, а просто подкараулил, – рассказал адвокат, – Причём в том месте, где его вообще не должно было быть. СИЗО Лефортово считается самым строгим, но не для следователя ФСБ. Эту операцию провернули не без участия сотрудников изолятора».
Павлов пояснил «Улице», что подобный протокол, составленный с участием понятых, действительно может быть приравнён к даче подписки о неразглашении. Адвокат отмечает, что пока не знает случаев привлечения защитников к ответственности на основании таких протоколов – но опасается, что именно в деле Сафронова может возникнуть прецедент. Поэтому Павлову придётся ограничить общение со СМИ и с особой осторожностью подбирать слова.
По его словам, следователь указал, разглашение каких именно сведений может повлечь уголовную ответственность. Речь идёт о данных предварительного расследования; проведённых и планирующихся следственных действиях; информации о предъявленных подзащитному материалах дела и заданных в ходе допроса вопросах. Также адвокату нельзя будет рассказывать о результатах ОРД и экспертиз. Павлов полагает, что действие подписки не распространяется на сведения, полученные в ходе заседаний на досудебной стадии, на позицию защиты, информацию о состоянии здоровья подзащитного и проводимые с ним процессуальные действия.
Сам институт подписки о неразглашении данных следствия адвокат считает нарушением принципа состязательности процесса, поскольку он ограничивает только одну сторону – защиту. Адвокат полагает, что подписка может защищать только конкретный интерес, как в случае с личной, семейной или банковской тайной. У следствия же своих интересов быть не может – поэтому непонятно, кого защищает эта подписка, напоминает Павлов.
Он напомнил, что в делах, связанных с безопасностью государства, его интересы полностью обеспечиваются институтом защиты гостайны. При вступлении в дело Ивана Сафронова все адвокаты уже дали подписку о неразглашении этой тайны – и соблюдают её условия. При этом самой тайны, по словам Павлова, им пока не предъявили. Причин дополнительно ограничивать защитников сверх этой подписки адвокат не видит.
По мнению Ивана Павлова, адвокатское сообщество имеет возможность противостоять институту подписки о неразглашении данных следствия – но для этого необходимы коллективные действия всей корпорации.
Адвокат Иван ПавловБолее 80% уголовных дел проходят с участием защитников по назначению. При этом почему-то мы терпим, когда нас выкидывают из залов судов, игнорируют в заседаниях, а иногда начинают преследовать. Но если бы мы иногда показывали зубы, то с нами вынуждены были бы считаться. Ведь никому не хочется, чтобы уголовное судопроизводство внезапно остановилось из-за забастовки адвокатов.
Адвокат уверен, что когда защитники открыто выражают своё несогласие с ограничениями в профессиональной деятельности, государство вынуждено на это реагировать. Поэтому адвокатской корпорации стоит использовать эту возможность.
Ранее защитники Ивана Сафронова отказались давать подписку о неразглашении данных следствия. После этого Минюст направил в их адвокатские палаты представления о возбуждении дисциплинарных производств. По словам Павлова, на данный момент производства возбудили в отношении всех адвокатов Сафронова.
* Внесён в список физлиц – СМИ-иноагентов.