Адвокату Беньяшу изменили залог на подписку о невыезде
Защита просила отменить меру пресечения, но суд решил её «смягчить»
Ленинский суд Краснодара поменял Михаилу Беньяшу меру пресечения по делу о «насилии по отношению к полицейским». Судья отменил залог, внесённый краевой палатой ещё два с половиной года назад – и назначил адвокату подписку о невыезде. Защита указывает, что формально это можно считать «смягчением» меры пресечения – но намерена обжаловать это решение. Сам Беньяш надеется, что теперь 600 тысяч рублей залога вернутся палате и пополнят фонд Комиссии по защите прав адвокатов.
Сегодня в Ленинском суде Краснодара состоялось предварительное заседание по делу Беньяша. Его защитник, адвокат Александр Попков подал ходатайство (есть у «АУ») об отмене меры пресечения в виде залога. Попков напомнил, что залог в 600 тысяч рублей был назначен ещё в октябре 2018 года. Тогда суд мотивировал это необходимостью «обеспечить безопасность участников процесса, беспрепятственное производство по делу и условия для получения и проверки доказательств».
Напомним, Михаил Беньяш был задержан в Краснодаре в день несогласованного митинга против пенсионной реформы 9 сентября 2018 года. Адвокат не участвовал в акции, но планировал оказывать юридическую помощь задержанным. Он даже не дошёл до места проведения митинга: по словам Беньяша, оперативники в штатском насильно затолкали его в машину и отвезли в ОВД. Его защитников отказались пропустить под предлогом «Крепости».
На следующий день Беньяш рассказал суду, что оперативники бросили его лицом на асфальт, а в кабинете несколько раз ударили и угрожали изнасиловать. Полицейские утверждали, что адвокат сам нанёс себе телесные повреждения: бился головой о стекло автомобиля и пытался спровоцировать драку. Они пожаловались, что Беньяш укусил одного из них за руку, а второго ударил локтем в лицо. В итоге суд признал Михаила Беньяша виновным в неповиновении сотрудникам полиции и назначил 14 суток ареста.
Через две недели адвоката задержали на выходе из ИВС: в отношении него возбудили уголовное дело по ч. 1 ст. 318 УК (насилие против сотрудников полиции). Жалобы адвоката на избиение полицейскими проигнорировали. Михаила Беньяша отправили в СИЗО, но к этому времени его история получила большой общественный резонанс. В защите коллеги участвовали несколько десятков адвокатов из разных регионов России; адвокатская палата Краснодарского края внесла залог, и через месяц Михаил Беньяш был освобождён из-под стражи. 11 октября 2019 года судья Ленинского районного суда Диана Беляк признала Беньяша виновным и назначила штраф в размере 60 тысяч рублей, позже снизив сумму до 30 тысяч рублей.
В апелляционной жалобе Беньяш заявил, что в мотивировочной части приговора были искажены фактические обстоятельства дела. Также он указал на противоречия между показаниями потерпевших и заключениями судебно-медицинской экспертизы. Кроме того, Беньяш посчитал недоказанной и необоснованной позицию суда о наличии прямого умысла в совершении преступления. Защита отмечала, что «единственная форма применения силы с его стороны выражалась лишь в защите своей жизни и здоровья, когда потерпевший Юрченко стал его душить, а затем выдавливать глаз». 26 февраля Краснодарский краевой суд отменил приговор и направил дело на новое рассмотрение.
Александр Попков указал, что суд давно допросил всех потерпевших, свидетелей и экспертов, а также исследовал все доказательства. Ни одной жалобы на давление со стороны Беньяша суду не поступало. Поэтому основания для меры пресечения, по мнению Попкова, «необратимо отпали».
Ходатайство адвоката Александра ПопковаВ течение 2,5 лет подсудимый Беньяш проявил себя самым добросовестным участником процесса, посещал все заседания (…) активно осуществляет адвокатскую деятельность, системно участвует в отправлении правосудия, выезжает в служебные командировки в иные регионы, что свидетельствует о возможности обеспечения беспрепятственного производства по уголовному делу.
Защитник добавил, что средства, выделенные адвокатской палатой на залог, собраны из взносов адвокатов – и могут быть использованы в том числе для повышения качества оказания юридической помощи.
Суд рассмотрел ходатайство и принял неожиданное для защиты решение. Он отменил залог, но одновременно избрал в качестве меры пресечения подписку о невыезде. По словам Беньяша, в ходе заседания судья не объяснил, чем вызвана необходимость подписки. «Мотивировку» защита пока не получила.
В беседе с «Улицей» Попков отметил, что формально суд даже «смягчил» Беньяшу меру пресечения. «Залог считается более жёсткой мерой пресечения, – пояснил адвокат. – Но с бытовой точки зрения подписка вызовет определённые трудности и у Беньяша, и у суда. Отбывая в командировку, ему каждый раз придётся испрашивать разрешение у суда – и суд потонет в этих бумагах и ходатайствах». Защита планирует обжаловать это решение.
Впрочем, сам Беньяш полагает, что подписка осложнит ему жизнь «не больше, чем тянущееся почти три года разбирательство». Он отметил, что удовлетворён решением суда вернуть залог. «Эти средства вернутся палате и смогут пополнить фонд Комиссии по защите прав адвокатов, – заявил Беньяш. – Если с кем-то из моих коллег случится несчастье, деньги из этого фонда могут быть выделены на помощь коллеге. Я считаю это правильной традицией».
Как сообщала «Улица», в марте Конференция адвокатов Краснодарского края впервые приняла решение прописать в бюджете палаты средства для комиссии по защите прав адвокатов – 4 миллиона рублей. В эту сумму войдут расходы на оплату работы членов комиссии, возможных экспертиз, командировок – а в случае необходимости и залога за коллег.