Адвокатские власти подумывают выйти на митинг
ФПА сообщает, что ФСАР готов организовать акцию протеста
Сегодня Федеральная палата адвокатов сообщила неожиданные подробности совещания, которое Федеральный союз адвокатов России провёл ещё 31 мая. Напомним, что в этот день – День адвокатуры – несколько московских адвокатов вышли на пикет, посвящённый ситуации в Кабардино-Балкарии. Как оказалось, на совещании ФСАР также обсуждали вопрос о подготовке протестов – но уже в форме массового митинга. Его проведение будет возможно после снятия карантинных ограничений, сообщается на сайте ФПА.
Напомним, СК возбудил уголовные дела в отношении кабардинских защитников Ратмира Жилокова и Дианы Ципиновой – их обвинили в применении неопасного насилия в отношении представителя власти (ч. 1 ст. 318 УК) и сразу же задержали. При этом адвокаты сами ранее пожаловались в Следственный комитет на насилие со стороны полицейских. Решение следователей возмутило корпорацию. К зданию суда в Нальчике на избрание меры пресечения пришли около 40 адвокатов – в том числе советник ФПА, уведомивший о готовности главы корпорации Юрия Пилипенко внести залог. В итоге суд отказал следствию в аресте защитников, ограничившись запретом определённых действий. Но поскольку дела в отношении адвокатов не были прекращены, 31 мая несколько адвокатов встали с пикетами у здания СКР, потребовав перестать преследовать адвокатов за их профессиональную деятельность. Не все их коллеги поддержали протесты – некоторые из них заявили, что это «не адвокатский метод борьбы».
Президент ФСАР Алексей Галоганов на совещании 31 мая отметил, что адвокатскому сообществу нужно отреагировать на события в Кабардино-Балкарской Республике. «Уголовное преследование наших коллег должно быть прекращено. Более того, необходимо обязательно добиваться привлечения к ответственности виновников, превысивших свои полномочия в отношении адвокатов. Всё адвокатское сообщество должно консолидироваться и не допустить подобных ситуаций в будущем», – заявил он.
В пресс-релизе ФПА объясняется, что в отличие от органов адвокатского самоуправления ФСАР – общественная организация, и поэтому «может призывать к политическим действиям». Участники совещания предложили не ограничиваться письмами и обращениями в поддержку кабардинских коллег, но также при необходимости «провести протестный митинг» и так выразить своё отношение к незаконным действиям в отношении адвокатов, выполняющих свои профессиональные обязанности.
Первый вице-президент ФСАР, член Комиссии по этике и стандартам ФПА Вахтанг Фёдоров подтвердил «Улице», что на совещании 31 мая действительно обсуждалась возможность провести митинг. Но он подчеркнул, что об акции протеста говорили как об идее. «Может быть, где-то уже есть реальный план, но мне о нём неизвестно», – добавил вице-президент союза, сообщив, что резолюция по итогам совещания будет готова позже.
По мнению Вахтанга Фёдорова, также занимающего должность зампредседателя исполкома Профсоюза адвокатов России, оптимальной платформой, «на которой можно консолидировать протест адвокатуры», может стать профсоюз. «Это не должен быть там митинг или ещё что-то – это должен быть целый набор коллективных действий, выражающих мнение всех общественных объединений адвокатов – ФСАР, Профсоюза адвокатов, – заявил он. – И Федеральная палата это должна каким-то образом поддержать. Тогда всё получится».
Первый вице-президент ФСАР Вахтанг ФёдоровПрофсоюзная организация находится в стороне от политических устремлений… Если адвокатура позволит себе не скатываться в политические цели, а остаться в рамках достижения профессиональных целей – вот тогда ждёт успех. Это моя позиция.
На вопрос «Улицы», есть ли у профсоюза адвокатов конкретные планы, Вахтанг Фёдоров не ответил, а вопрос личного участия в митинге назвал «непростым». Но выразил готовность поддержать акцию «при соблюдении всех требований»: «Когда происходит какая-то несправедливость и возникает внутреннее желание выразить протест – я готов этот протест, конечно, поддержать».
При этом пикеты адвокатов, состоявшиеся 31 мая, по мнению Фёдорова, «малоэффективны» и «носили спонтанный характер». «Мне кажется, что должна быть какая-то немножко иная концепция в отстаивании интересов корпорации нежели одиночный пикет, – объяснил он. – Это очень своеобразная штука. И не думаю, что это будет очень эффективно. Вы же читали, какие комментарии были везде: что хайп, ещё что-то. Уж не знаю, что ими двигало. Но тем не менее поступок достаточно мужественный».
Первый вице-президент ФСАР Вахтанг ФёдоровЯ всё-таки не сторонник подобных спонтанных поступков… И в то же время я считаю, что коллеги сделали, как они посчитали нужным и правильным. И я ни в коем случае их не осуждаю.
Вахтанг Фёдоров подчеркнул: несмотря на то, что президент ФСАР одновременно является вице-президентом ФПА, адвокатский союз – отдельная общественная организация, которая не имеет отношения к федеральной палате. «Поэтому никоим образом позиция ФПА [о состоявшихся пикетах и возможном митинге] не была ни озвучена, ни обсуждена, – сообщил он. – Это, наверное, прерогатива совета Федеральной палаты адвокатов. Там вполне компетентные люди и они смогут сформировать своё мнение».
Пресс-служба ФПА не смогла прокомментировать идею ФСАР, президент союза Алексей Галоганов отказался давать «Улице» официальный комментарий.
По информации на сайте ФПА, Федеральный союз адвокатов России создан на базе добровольной общественной организации «Союз адвокатов России». Президент ФСАР является Алексей Галоганов, который одновременно с этим постом занимает должность президента адвокатской палаты Московской области и вице-президент ФПА. В числе целей союза – «объединение усилий адвокатов для содействия дальнейшему укреплению и развитию независимой, сильной, авторитетной адвокатуры». В уставе профсоюза адвокатов России говорится, что это добровольная организация адвокатов, основные цели которых: защита социально-трудовых прав и интересов членов союза, а также участие в формировании и реализации социальных программ, обеспечивающих достойную жизнь адвокатам России.