14.09.2021

Адвокатов пытаются допросить о сбежавшем доверителе

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

Следователь упорно просит защитников рассказать про обстоятельства побега

Адвокат АП Московской области Виталий Ачкасов рассказал «Улице», что в августе его дважды пытались вызвать на допрос по делу доверителя, сбежавшего из-под домашнего ареста. Позже на допрос позвали и второго защитника того же беглеца. Адвокаты иронизируют над упорством следователя – и обещают обжаловать его действия, если тот не прекратит их беспокоить.

Ачкасов рассказал «Улице», что два года назад представлял интересы Эльхана Гусейнова по гражданским делам. Но в начале 2020 года его доверителя заподозрили в причастности к квартирным мошенничествам. Тогда адвокат попросил о помощи коллегу Наталью Моросникову, которая специализируется на уголовных делах. «Работать долго не пришлось, – вспоминает Ачкасов. – В феврале, перед праздниками, Гусейнова задержали. 22 февраля ему должны были избрать меру пресечения». Он не смог участвовать в том заседании, поэтому интересы Гусейнова представляла Моросникова.

По её словам, на тот момент Гусейнову ещё не предъявили обвинения и он оставался в статусе подозреваемого. Тем не менее следователь просил об аресте. Обосновывая такую строгую меру пресечения, он ссылался на людей, которые также присутствовали на заседании, уверяя суд, что пострадали от мошеннических действий Гусейнова. Но Моросникова заметила, что в материалах, представленных в суде, ничего не говорится об этих потерпевших. «Я честно отработала, собрала документы, подготовила речь, – поясняет адвокат. – Допросила родственников, они подтвердили, что Гусейнов проживает в Москве, что дочь у него работает учителем».

В итоге суд назначил мужчине домашний арест. Но из-за праздников сотрудники УФСИН вовремя не надели ему браслет – и доверитель сбежал. Моросникова узнала об этом лишь через несколько дней. После выходных её с подзащитным вызвали на предъявление обвинения. Она позвонила сыну Гусейнова, но тот сказал, что не знает, где отец. Адвокат утверждает, что не видела своего доверителя с момента последнего заседания.

Прошло полтора года и дело передали из УМВД по ЮВАО в СКР. В середине августа 2021 года Ачкасову позвонил старший следователь отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по СЗАО Москвы. Он попросил адвоката приехать на допрос по делу Гусейнова – чтобы расспросить, при каких обстоятельствах тот скрылся и где может находиться. Защитник объяснил, что по Закону об адвокатской деятельности и УПК не может быть допрошен по делу своего доверителя. Тогда следователь предложил «не допрос, а опрос». «Я объяснил, что вообще-то за такое нас лишают статуса, – отмечает Ачкасов. – Сказал ему: если вы что-то хотите, то присылайте официальную повестку».

Через несколько дней следователь действительно её прислал (копия есть у «АУ»). В ответ Ачкасов направил ему телеграмму, в которой пояснил, что на основании п.2 ч.3 ст.56 УПК адвоката нельзя вызвать на допрос по делу его доверителя без согласия последнего (копия есть у «АУ»).

Адвокат Виталий Черкасов

Следователь звонит мне и спрашивает, получил ли я его повестку. А я спрашиваю, получил ли он мою телеграмму.

«Он отвечает, что получил, и говорит: “Ну, тогда я вам ещё одну повестку отправлю?” – вспоминает адвокат. – Отвечаю: “А я вам ещё одну телеграмму. Только вслед за ней уже пойдёт жалоба в суд по ст.125 УПК на ваши действия”».

После этого следователь больше не тревожил Ачкасова – но на прошлой неделе позвонил коллеге Моросниковой. По её словам, он хотел поговорить про обстоятельства исчезновения Гусейнова. Защитница также заявила следователю, что это требование незаконно. «Я ему объясняю: есть же вероятность, что вы его найдёте. Вам самим нужно будет уведомить адвоката, что с ним будут проводиться следственные действия, – возмущается Моросникова. – А у адвоката уже статус свидетеля. Как вы себе это всё представляете?»

Защитница посоветовала прислать ей официальную повестку – или направить запрос в АП Московской области.

Адвокат Наталья Моросникова

Я сказала: пишите в палату запрос, что необходимо допросить адвоката. Он говорит: «И что, обеспечат вашу явку?» Я отвечаю: «Конечно, 100%, прямо привезут». Мне показалось, он поверил.

Пока адвокат не получила повестки. Она намерена обратиться в палату, если следователь продолжит попытки её допросить.

Председатель комиссии по защите прав адвокатов АП Московской области Вадим Логинов сообщил «Улице», что в палату не поступало обращений от Ачкасова и Моросниковой. Он напоминает, что допросить адвокатов можно только по решению суда. Тем не менее следователи нередко пытаются вызвать защитников на допрос в обход установленной процедуры. «Это повсеместная практика, – говорит Логинов. – Но мы боремся с этим явлением. Адвокаты обращаются регулярно, помогаем им, даём разъяснения».

«Улица» направила запрос в пресс-службу СУ СКР по СЗАО Москвы.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.