06.07.2021

Адвокатов без прививки или антител не пустят в смоленские СИЗО и ИК

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

Такие же требования предъявляют следователям и оперативникам

Начальник УФСИН по Смоленской области распорядился пускать адвокатов к подзащитным только с документом о вакцинации – или о наличии антител к коронавирусу. При этом нужно будет иметь ещё и отрицательный ПЦР-тест на коронавирус. В фонде «Русь сидящая»* эти требования считают избыточными и пытаются их обжаловать.

В сообщении на сайте УФСИН говорится об изменении порядка доступа «защитников, адвокатов и других лиц, имеющих право на оказание юридической помощи» к подозреваемым, обвиняемым и осуждённым. Посетитель должен иметь два документа: сертификат о вакцинации или справку о наличии антител – а также отрицательный результат ПЦР-теста на коронавирус. Тест должен быть сделан не ранее чем за три дня до визита. Новые правила касаются также следователей, дознавателей и оперативных сотрудников. Свидания с родственниками полностью запрещены.

УФСИН поясняет, что ограничения вводятся в связи с ухудшением в регионе эпидемиологической обстановки. Они будут действовать «до особого распоряжения» начальника управления Александра Трачука. В пресс-службе УФСИН «Улице» подтвердили, что ограничения уже вступили в силу.

В адвокатской палате Смоленской области «Улице» заявили, что документ УФСИН поступил им только сегодня. Палата пообещала прокомментировать нововведения после того, как руководство ознакомится с документом.

Фонд «Русь сидящая» считает новые правила «избыточными и незаконными». Юристы уже направили жалобу в Генпрокуратуру и ФСИН РФ. В документе (есть у «АУ») говорится, что по Конституции право задержанного или заключённого на свидание с адвокатом не подлежит произвольному ограничению. А согласно «Своду принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению», утверждённому Генасамблеей ООН в 1988 году, это право может быть ограничено лишь в исключительных обстоятельствах. Они должны определяться специальным законом, постановлением суда или иного органа власти. В фонде полагают, что «исключительные обстоятельства» установлены указом губернатора Смоленской области о режиме повышенной готовности – который разрабатывался с учётом рекомендаций главного санитарного врача региона. Но ни указ, ни рекомендации не требуют иметь одновременно сертификат о вакцинации и отрицательный ПЦР-тест. «Следовательно, начальник смоленского УФСИН выносил своё распоряжение без учёта позиции главного санитарного врача области, руководствуясь исключительно собственными представлениями по этому вопросу», – поясняет координатор фонда в Сибири Владимир Клопотов.

В жалобе также говорится, что чрезмерные требования к посетителям могут стать препятствием для следственных действий и соблюдения разумных сроков судопроизводства. Кроме того, отмечается, что смоленский УФСИН ввёл наиболее жёсткие ограничения в сравнении с другими регионами. Так, авторы утверждают, что в Свердловской области и Красноярском крае выявляют сопоставимое число случаев заражения коронавирусом в день. При этом в Свердловской области разрешены и длительные, и краткосрочные свидания с родственниками – на основе одной лишь справки об отсутствии контактов с заражёнными. А в Красноярском крае свидания приостановлены лишь в нескольких учреждениях. Наконец, в обоих регионах изменения не коснулись свиданий с адвокатами.

В фонде предлагают разрешить допуск защитников к доверителям по одному из трёх документов: справке о наличии антител, сертификату о вакцинации или отрицательном ПЦР. Клопотов не исключает, что даже в таком случае возможны необоснованные недопуски. Но обжаловать ограничения, введённые региональными властями, вряд ли получится, признаёт юрист: «Суды приходят к выводу, что интересы защиты жизни и здоровья в данных условиях преобладают над ценностью сохранения обычного правового режима реализации иных прав и свобод».

Ранее башкирский адвокат Рамиль Гизатуллин сообщал «Улице» о требовании ФСИН предъявлять сертификат о вакцинации или ПЦР-тест. Без этих документов его не пропустили в ИК-13 Уфы – но уже через несколько дней перестали их требовать. Тогда в УФСИН по Республике Башкортостан на запрос «Улицы» ответили, что адвокаты должны иметь при себе средства индивидуальной защиты. Ни о каких сертификатах или ПЦР-тестах в ответе ведомства не говорилось.

* организация внесена в реестр так называемых иностранных агентов

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.