Адвокатам Ставрополья не хотят доплачивать в карантин
Суд и следствие отказываются оплачивать труд защитников по повышенной ставке, ссылаясь на рекомендации Минтруда
30 марта адвокатская палата Ставропольского края дала разъяснения о работе адвокатов «в условиях объявленных нерабочих дней» (есть у «АУ»). В документе, подписанном президентом палаты Ольгой Руденко, в частности, говорится, что «путинские каникулы» сами по себе не являются уважительной причиной для отказа от защиты. При невозможности принять участие в судебном заседании или следственном действии – в том числе при наличии оснований для самоизоляции – адвокатам следует заблаговременно сообщать об этом суду или следствию, а также заявлять ходатайства об отложении несрочных процессуальных мероприятий. В разъяснении подчёркивается, что в любом случае «адвокату следует принять все возможные меры для обеспечения прав и законных интересов доверителя, в том числе согласовать вопрос о возможной замене адвоката».
В разъяснениях АП СК отдельно отмечается, что оплата труда адвокатов по назначению в период «путинских каникул» должна производиться по ставкам выходных и праздничных дней. Чуть позже – 2 апреля – подобное заявление сделала и ФПА.
Однако Ставропольский краевой суд не согласился с такой позицией – об этом «Улице» рассказала адвокат Олеся Масалова. 10 апреля она подала в суд заявление о выплате вознаграждения за защиту подсудимого, рассчитав сумму в соответствии с разъяснениями АП СК. «Предположив, что у суда могут возникнуть вопросы, к заявлению я приложила упомянутое разъяснение, – пояснила она. – Но это вызвало у суда лишь недоумение». Суд напомнил адвокату о рекомендациях Минтруда, согласно которым «нерабочий день не относится к выходным или нерабочим праздничным дням, поэтому оплата производится в обычном, а не повышенном размере».
Адвокат Олеся МасаловаСуд оставил без внимания мои пояснения о том, что на адвокатов не распространяются рекомендации и разъяснения Минтруда, поскольку мы не являемся субъектами трудовых правоотношений – а Закон об адвокатуре прямо запрещает состоять адвокатам в трудовых отношениях. Также были проигнорированы мои доводы о том, что Трудовой кодекс не содержит понятия «нерабочий день» – есть понятие «нерабочий праздничный день» и «выходной день».
В итоге суд снизил размер вознаграждения адвоката до «будничной ставки». Олеся Масалова сообщила «АУ», что собирается обжаловать решение суда сразу после получения «мотивировки». «Предполагаю, что в постановлении в обоснование принятого решения суд сошлется на рекомендации Минтруда, о которых напоминал мне в судебном заседании», – сказала защитник.
«Улица» выяснила, что позицию адвокатской палаты Ставропольского края не разделяет не только суд, но и следствие. Как рассказал «АУ» адвокат Александр Савин, в профессиональных чатах защитники вот уже несколько дней делятся друг с другом распечаткой электронного письма, подписанного ФЭО СУ СК по Ставропольскому краю – в нём повышенные выплаты защитника по назначению названы «необоснованными». При этом ведомство ссылается на разъяснения Роструда, в которых нерабочие дни не приравнены к выходным или праздничным. («АУ» не нашла на сайте Роструда каких-либо разъяснений на этот счёт, но в письме ФЭО СУ цитируется текст, аналогичный положению в рекомендациях Минтруда.)
ФЭО СУ по Ставропольскому краюПоступившие из следственных отделов постановления о выплате проциздержек адвокатам с необоснованно увеличенным размером выплат в будние дни… в период с 30.03.2020 по 30.04.2020 будут возвращаться в следственные отделы для исправления.
В ФЭО СУ «Улице» отказались оперативно подтвердить подлинность документа, попросив направить официальный запрос в пресс-службу СУ СК по краю – редакция пока не получила на него ответ.
«Государство и его исполнители забывают, что адвокаты не являются субъектами трудовых отношений, на нас не распространяются постановления и разъяснения Роструда, Минтруда и прочие,– возмутился Александр Савин на своей странице в Facebook. – Адвокату, в отличие от полиции, дознавателей, следователей, судей, больничный никто не оплатит. Выживать, в случае чего, он будет за свои – а вот оплату за свой труд, будьте добры, получите на общих основаниях!». Он считает, что адвокаты не смогут противостоять такому толкованию права со стороны суда и следствия: «Нам так и будут не оплачивать то, что мы зарабатываем, беря на себя повышенный риск в сложившейся ситуации. Нам так и будут платить, как за обычную работу в обычной – будничной – обстановке».
В АП Ставропольского края «Улице» сказали, что адвокаты не сообщали о проблемах с оплатой их труда в соответствии с разъяснениями палаты – в повышенном размере.
Напомним, ранее с «выходной» ставкой по оплате труда адвокатов поназначению не согласилась прокуратура Белгородской области. Ведомство принесло протест на соответствующее разъяснение адвокатской палаты региона. «Решение [совета АП Белгородской области] не соответствует требованиям действующего федерального законодательства и может повлечь нарушение разумных сроков судопроизводства и незаконные выплаты из федерального бюджета», – указала прокуратура, также сославшись на разъяснения Минтруда.