Адвоката три дня не пускали в тверской изолятор
Защита считает это способом давления на заключённого
Адвокат Тверской палаты Андрей Комаров на протяжении трёх дней не мог получить свидания с доверителем в СИЗО-1 УФСИН по Тверской области. Об этом «Улице» сообщила эксперт фонда «В защиту прав заключённых»* Лариса Захарова. До этого правозащитников также не допускали в изолятор.
Недавно в фонд обратились родственники осуждённого, которого перевели из колонии в СИЗО-1 в связи с новым судебным разбирательством. Захарова попросила «Улицу» не раскрывать детали этого дела: она ещё не обсуждала с заключённым вопрос огласки его истории. Сначала юрист попыталась попасть к осуждённому в качестве защитника, но 28 июля ей отказали, сославшись на отсутствие начальника СИЗО. На следующий день встреча снова не состоялась – причиной стало отсутствие доверенности на представление интересов подзащитного. Захарова не считает это законным основанием для отказа, ведь получить доверенность можно как раз на встрече с осуждённым, что она и собиралась сделать. Она обратилась в прокуратуру Тверской области.
Из заявления Ларисы Захаровой в прокуратуруДействующее уголовно-исполнительное наказание не содержит наличие доверенности от осуждённого в качестве условия предоставления свидания для оказания юридической помощи. Оказание юридической помощи возможно без оформления таких полномочий, а волеизъявление осуждённого о необходимости получения юридической помощи может быть выражено, как в письменной, так и в устной форме, и не только сотрудникам места принудительного содержания, но и лицу, которое прибыло для оказания такой помощи».
После недопуска юриста в фонде решили привлечь адвоката. Защитник АП Тверской области Андрей Комаров прибыл в СИЗО 29 июля около 15 часов. После 40-минутного ожидания адвокату заявили, что время для свиданий истекло. При этом на сайте учреждения опубликован график, согласно которому комната для краткосрочных свиданий работает до 17:30.
Адвокат не стал спорить и вернулся на следующий день – уже в 9 утра. Сотрудница изолятора приняла ордер и документы. Вернувшись через полчаса, она сообщила, что свидания не будет, поскольку на ордере не проставлена виза начальника СИЗО-1 Сергея Лисичкина. Адвокат сказал «Улице», что это требование законно – ведь его доверитель уже осужден и доставлен в изолятор из колонии. А значит, в отношении него действуют другие правила посещения – и для встречи с адвокатом, действительно, нужно разрешение руководства изолятора.
«Я обратился в оперчасть, оперативник сопроводил меня к руководителю СИЗО, но тот сослался, что у него идут совещания. Мол, не до адвокатов, – рассказал Комаров. – Я простоял за дверью около полутора часов и выслушивал ,как он проводит работу с личным составом. Лисичкин нас так и не принял. Поскольку в этот день у меня было ещё судебное заседание, мы были вынуждены покинуть СИЗО».
Третью попытку попасть к подзащитному пресекли с порога – 31 июля адвокату сообщили, что каждую пятницу в изоляторе проводят санитарный день, поэтому доступ посетителей запрещён. Сотрудники сослались на приказ главного санитарного врача ФСИН России Артема Галкина от 16.03.2020 г. Этот документ даёт управления ФСИН право проводить «дополнительные мероприятия» по борьбе с коронавирусом. В тверском УФСИН для таких «мероприятий» выделили пятницу. Отметим, что на сайте изолятора нет никакой информации об этом. В приемной СИЗО-1 подтвердили «Улице», что по пятницам проводят санитарную обработку и посетителей не допускают.
В тот же день Лариса Захарова и Андрей Комаров обратились к прокурору Тверской области Сергею Лежникову и к прокурору по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях Владимиру Кашулину. Они попросили провести проверку по факту недопуска адвоката в СИЗО-1.
Из заявления Ларисы Захаровой и Андрея КомароваБыли нарушены конституционные права осуждённого на получение юридической помощи, а также право адвоката Комарова на осуществление профессиональной деятельности и право НКО «В защиту прав заключённых» на оказание юридической помощи, что даёт основание полагать об умышленном создании препятствий для встречи с указанным осуждённым.
31 июля юрист также обжаловала недопуск в качестве защитника и потребовала от начальника СИЗО-1 Сергея Лисичкина обеспечить ей встречу с осуждённым. Ответа на свои жалобы они пока не получили.
Правозащитница и адвокат смогли попасть к доверителю лишь 3 августа. Захарова считает, что недопуск был попыткой оказать давление на осуждённого. По её словам, осуждённый практически всё время находится в ШИЗО, лишён доступа к магазину изолятора, но при этом не жалуется на своё положение.
Президент палаты адвокатов Тверской области Александр Севостьянов сообщил «Улице», что Андрей Комаров не обращался в Комиссию по защите прав адвокатов за разъяснениями по недопуску в СИЗО-1. От дальнейших комментариев президент палаты отказался, заявив, что не располагает информацией о ситуации. Получить оперативный комментарий в пресс-службе УФСИН по Тверской области не удалось.
* Внесён в реестр «иноагентов».