13.08.2020

Адвоката обвинили в использовании диктофона возле больницы ФСИН

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

Администрация утверждает, что это «территория, прилегающая к режимной»

«Улице» стало известно об очередной попытке наказать адвоката за ведение аудиозаписи с помощью диктофона. Ранее подобными действиями защиты был недоволен краснодарский СК, теперь речь идёт уже о красноярском ФСИН.

Адвокат красноярского бюро «Хорошев и партнеры» Виктория Дерменева с 2019 года защищает N, который отбывает наказание в колонии строгого режима. Весной ей необходимо было переговорить с доверителем, чтобы подготовиться к судебным заседаниям. Оказалось, что из колонии он внезапно убыл, а куда – адвокату не сообщили. Дерменева знала, что N нуждался в медицинской помощи, и предположила, что его могли отправить в Краевую туберкулёзную больницу №1 (КТБ-1) ГУФСИН по Красноярскому краю. 10 апреля, в пятницу, она приехала в больницу и попросила встречи с подзащитным – но получила отказ. Ей заявили, что из-за «коронавирусного» карантина все свидания запрещены. Когда она потребовала подтверждения, сотрудники КТБ-1 сослались на соответствующее постановление главного санитарного врача, но предоставить его не смогли. «Просила я, просила, меня кормили обещаниями, что сейчас распечатают постановление, потом вынесут, покажут… Два часа я простояла – так и не дождалась», – рассказывает «Улице» Дерменева.

Следующие два дня были выходными. В понедельник, 13 апреля, адвокат вновь вернулась в КТБ-1. На этот раз ей сказали просто: «Ожидайте». «Я подумала, это значит, что они карантин отменили. Хорошо, я жду перед КПП, но ко мне опять никто не выходит», – вспоминает она. Прождав длительное время, Дерменева решила «зафиксировать» происходящее: она включила диктофон и вновь обратилась к сотруднику. «Я не проходила на территорию исправительного учреждения, я всё ещё стояла перед КПП, – уточняет адвокат в беседе с “АУ”. – Я спросила, почему ко мне не выходят. Он отвечает, мол, немного подождите, за вами должен спуститься начальник оперативного отдела. Телефон начальника он предоставить отказался. Ни про какой карантин речи уже не было». Несмотря на все обещания, к Дерменевой опять никто не вышел. «Меня не пропустили даже в административный корпус, не говоря уже о режимной территории. И я снова два часа простояла на улице без какого-либо результата», – возмущается адвокат. Спустя ещё два дня Дерменева узнала, что её подзащитного перевели из колонии в другое исправительное учреждение – а значит, в КТБ-1 он вообще не находился.

Адвокат Виктория Дерменева

Не понимаю, в чём была проблема ещё 10 апреля рассказать мне об этом. Я бы развернулась и ушла, не пришлось бы стоять там два дня по два часа. Я бы не теряла время и искала его дальше.

После этого адвокат подала в Железнодорожный районный суд административный иск к КТБ-1. Она попросила признать незаконным непредоставление информации о том, что её доверитель не находился в учреждении. В обоснование своей позиции она приложила запись разговора с сотрудником КТБ-1, которую сделала на диктофон 13 апреля.

Из-за карантина судебное заседание было отложено на август. Однако руководство КТБ-1 не стало дожидаться разбирательства и в конце июня подало в Советский районный суд Красноярска свой иск к адвокату. В исковом заявлении (есть у «Улицы») говорится только о втором приезде Дерменевой в больницу ФСИН. Там утверждается, что 13 апреля «адвокату было разъяснено о невозможности проведения встречи с осуждённым по причине его убытия из учреждения». В КТБ-1 считают, что адвокат не имела права записывать на диктофон разговор с их сотрудником. Там ссылаются на приказ Минюста №178-ФЗ от 03.09.2007 г. «Об утверждении положения о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу УИС». По словам заявителей, Дерменева в момент разговора находилось именно на такой «прилегающей» территории.

Из искового заявления КТБ-1

Сведения о запрете проведения фото-, видео- и аудиозаписи на территории ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю содержатся в доступном для обозрения информационном стенде, с которым адвокат Дерменева была ознакомлена.

По мнению администрации больницы ФСИН, Виктория Дерменева нарушила ст. 8 Кодекса профессиональной этики адвоката («защищать… доверителей всеми не запрещёнными законодательством средствами»). «Адвокат Дерменева злоупотребила правом, предоставленным ей Законом об адвокатуре, а также Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения, используя устройство для записи разговоров не во время свидания со своим подзащитным, а беседуя с сотрудником учреждения, находясь на режимной территории», – говорится в исковом заявлении. Заявители в порядке 22-й главы КАС попросили суд признать действия адвоката «незаконными».

По словам Виктории Дерменевой, суд сначала оставил иск КТБ-1 без движения. «Возможно, предоставил время для обоснования позиции, а может быть, какие-нибудь другие нарушения нужно было устранить», – предполагает она. В середине июля суд и вовсе вернул иск заявителям. Адвокат предположила, что на этом история завершилась. Но в начале августа краевая АП переслала ей жалобу от начальства КТБ-1 и попросила в трёхдневный срок предоставить объяснения по поводу сложившейся ситуации. В своём ответе (есть в распоряжении «АУ») Дерменева пояснила палате, что запись была сделана вовсе не на режимной территории и предназначена лишь для суда. «Более данная аудиозапись нигде не распространялась, – говорится в письме. – Никакого ущерба КТБ-1 не причинено, угроза нарушения прав отсутствует».

«Эта запись сделана только в подтверждение моих доводов о том, что мне препятствовали осуществлять адвокатскую деятельность, – добавила в беседе с “Улицей” Виктория Дерменева. – Это доказательство, что я не могла в то время эффективно оказать квалифицированную юридическую помощь. Никаких секретов я не раскрыла. Поэтому я считаю, что мои действия законны и не нарушают ни Кодекса профессиональной этики адвоката, ни Закона об адвокатуре».

«Улица» не смогла узнать мнение АП Красноярского края – там сообщили, что не могут прокомментировать ситуацию, поскольку президент палаты Ирина Кривоколеско находится в отпуске. Заседание по иску Виктории Дерменевой назначено на 20 августа.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.