30.08.2021

Адвоката не пустили в СИЗО «по просьбе следователя»

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

Защитница считает это превышением должностных полномочий

Адвокат Юлия Чванова рассказала «Улице», что 27 и 28 августа её отказались пускать к доверителям в СИЗО № 6 Ангарска. Начальник колонии сослался на письмо неизвестного ей следователя – с просьбой ограничить доступ адвоката к некоторым заключённым. Чванова считает, что ей пытаются помешать защищать права пострадавших от пыток в ангарских колониях. Палата обещает оказать защитнице поддержку.

Как пояснила «Улице» Чванова, она представляет интересы нескольких осуждённых по делу о пытках в ангарских колониях. Напомним, в апреле прошлого года правозащитники сообщили о бунте в ангарской ИК № 15. По их сведениям, заключённые таким образом протестовали против систематических пыток. 10 апреля СУ СКР по Иркутской области возбудило дело о дезорганизации деятельности исправительного учреждения (ч. 3 ст. 321 УК). На следующий день часть заключённых, в том числе доверителей Чвановой, вывезли из колонии в СИЗО-6.

Впоследствии многие из них жаловались на применение силы – как в ходе «усмирения» бунта в колонии, так и после перевода в изолятор. Поначалу следователи отказывались проверять эти заявления, но история вызвала общественный резонанс. В январе 2021 года СК всё же возбудил дело о превышении должностных полномочий (п. «а» ч. 3 ст. 286 УК) и об истязании (подп. «д», «е» ч. 2 ст. 117 УК) неустановленными лицами. Но потерпевшими тогда признали всего несколько человек – остальные до сих пор добиваются этого статуса через суд.

Доверителей Чвановой также не признают потерпевшими. Она рассказала, что 26 августа в Кировском районном суде Иркутска должно было состояться рассмотрение её жалобы на бездействие следствия по этому вопросу. Перед слушанием она посетила в СИЗО-6 доверителя N., в интересах которого подавала жалобу. Её допустили к N., и свидание прошло без всяких проблем.

Заседание в Кировском суде отложили, и на следующий день она снова приехала в изолятор, чтобы обсудить ситуацию с N. и заодно посетить ещё троих доверителей. По её словам, начальник СИЗО Алексей Иванов подписал заявления на свидания. Но затем сотрудники попросили её подойти после 13 часов, чтобы не прерывать встречу для вывода осуждённых на обед.

После обеда адвокат вернулась в изолятор, но к ней вышел Иванов – и заявил, что не может пустить Чванову к доверителям. Он сослался на письмо следователя первого отдела по расследованию особо важных дел иркутского СК Татьяны Сапранковой. Ознакомиться с документом он не дал, но, как утверждает Чванова, зачитал его содержание под запись видеорегистратора.

Адвокат Юлия Чванова

Следователь обращалась к начальнику СИЗО: «Прошу вас ограничить адвоката Чванову в посещении осуждённых для оказания юридической помощи осуждённым», и далее список из 15 фамилий. Причём там были те, кого я вообще не знаю и не имела с ними никаких договорных отношений.

Необходимость «ограничить» адвоката объяснялась в бумаге тем, что она подавала жалобы в порядке ст. 125 УПК в защиту одного из осуждённых. Чванова отметила, что ранее даже не слышала о Сапранковой. До этого она общалась только с двумя иркутскими следователями, которые ведут дело о пытках. Она заявила об этом Иванову – и объяснила, что у следователя в любом случае нет полномочий запретить адвокату свидания. Но тот ответил, что ничего не может сделать.

На следующий день Чванова снова отправилась в СИЗО-6. Накануне она заключила соглашение о представлении интересов другого человека. Сначала сотрудник СИЗО сообщил ей, что свидания не будет, – сославшись при этом на выходной день. Чванова позвонила в ГУФСИН и заявила, что выходной – не повод для отказа в свидании. Там с ней согласились и пообещали разобраться в ситуации. Но затем к Чвановой снова вышел Иванов и заявил, что всё же не может её пустить. «Я спросила: вы не пускаете меня по причине выходного дня или из-за этого письма следователя, – вспоминает адвокат. – Он ответил, что из-за письма. И что осуждённый, на оказание помощи которому я заключила соглашение, тоже в этом списке».

Чванова посчитала, что действия следователя – это «в чистом виде» ст. 286 УК («превышение должностных полномочий»). «Зная, что законом запрещено воспрепятствование адвокатской деятельности, следователь сознательно пишет такое письмо», – возмущается защитница. Она позвонила в дежурную часть иркутского СК и оставила сообщение о преступлении в отношении Сапранковой. Аналогичную жалобу она оставила по телефону ГУФСИН.

Сегодня Чванова подала к СИЗО административный иск (есть у «АУ»). В нём она указала, что Закон об адвокатуре гарантирует право беспрепятственно встречаться с доверителями. А в п. 71 и п. 79 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений говорится, что разрешение на свидание даёт начальник или замещающее его лицо – никаких дополнительных согласований закон не предусматривает. Чванова также отметила, что закон возлагает на администрацию учреждений создание условий для осуществления адвокатами своих функций. Отказываясь пропускать её к доверителям, руководство изолятора не выполняет этих обязательств. Адвокат потребовала признать действия сотрудников незаконными и обязать их устранить нарушение.

Чванова добавила, что уже уведомила «родную» АП Владимирской области о случившемся. В ближайшее время она намерена направить в палату обращение с подробностями недопуска.

Глава КЗПА АП Владимирской области Анатолий Ивашкевич сказал «Улице», что в курсе ситуации. Он заверил, что палата окажет Чвановой «всяческую поддержку».

Глава КЗПА АП Владимирской области Анатолий Ивашкевич

У следователя нет права ограничить адвоката в доступе. Я считаю, в данном случае адвокат действует в рамках Закона об адвокатской деятельности и имеет все права обращаться в различные инстанции – суд, СК, – чтобы действиям следователя дали правовую оценку.

«Улица» направила запросы о ситуации в ГУФСИН по Иркутской области и в региональное управление СКР.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.