21.04.2022

Адвоката наказали за матерную версию слова «повыёживаться»

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

Московская палата не поверила утверждениям защитника об опечатке

АП г. Москвы привлекла к дисциплинарной ответственности адвоката Александра Тимошенко. Он нецензурно прокомментировал публикацию коллеги Артёма Чумакова в Facebook*, заменив выражение «демонстрация чудес юридической эквилибристики» на краткое «по*****ваться» [повыёживаться]. Чумаков решил не спускать ситуацию на тормозах – и пожаловался в палату. В итоге дисциплинарные органы встали на его сторону и вынесли Тимошенко предупреждение.

Во вторник, 19 апреля, адвокатская палата Москвы опубликовала «мотивировку» по этой «дисциплинарке». Текст решения обезличен, но «Улице» удалось отыскать в Facebоok оригинальный пост – и узнать имена героев.

Выяснилось, что 28 ноября 2021 года адвокат Артём Чумаков сделал публикацию в закрытой группе «Адвокаты по уголовным делам». В посте защитник поделился необычной позицией, которую он занял по уголовному делу. Участники группы довольно скептически отнеслись к подходу коллеги, а адвокат Александр Тимошенко не удержался от нецензурного комментария. «У адвоката желание “по*****ваться” [повыёживаться] не должно превалировать над необходимостью действовать в интересах подзащитного. Мне так кажется», – написал он под постом. Чумаков отреагировал уже через четыре минуты – он сообщил, что «завтра же» пожалуется в палату на коллегу, допустившего нецензурное высказывание. Чумаков также напомнил о кейсе экс-адвоката Марка Фейгина**, лишённого статуса в том числе за использование ненормативной лексики в адрес участников процесса. «Можете в жалобе добавить, что я считаю вас дураком», – отреагировал Тимошенко, по всей видимости, не поверив в серьёзность намерений коллеги.

Между тем Чумаков выполнил своё обещание – и действительно уже на следующий день, 29 ноября, подал жалобу. 2 февраля 2022 года квалифкомиссия нашла нарушения двух норм Кодекса профессиональной этики адвоката в действиях Тимошенко: п. 1 ст. 4 (адвокат при всех обстоятельствах должен сохранять честь и достоинство, присущие его профессии) и п. 2 ст. 8 (адвокат… обязан уважать права, честь и достоинство… коллег, придерживаться манеры поведения... соответствующей деловому общению).

В решении совета говорится, что Чумаков попросил рассмотреть «дисциплинарку» без него. Тимошенко представил свою позицию письменно (есть в распоряжении «АУ») – а также пришёл защищаться на заседание совета.

«Обвиняемый» не согласился с решением квалифкомиссии. В письменных объяснениях адвокат со ссылками на законы и судебную практику объясняет, почему счёл опубликованную Чумаковым правовую позицию несостоятельной – и почему решил оставить спорный комментарий. «Убеждён, что главной задачей адвоката в уголовном процессе является именно работа в интересах подзащитного, основанная на знании законов, судебной практики и уважении к процессуальным оппонентам, а не демонстрация чудес юридической эквилибристики… Любое иное поведение приведёт к ухудшению положения подзащитного», – заявил он совету. Тимошенко подчеркнул, что у него не было умысла оскорбить Чумакова – он лишь высказал своё мнение. Об этом, по его словам, свидетельствует и «безадресный характер» его комментария.

Адвокат также сообщил, что планировал использовать в комментарии слово «выёживаться», но опечатался. При этом Тимошенко считает нецензурную версию этого слова «обыденным и общеупотребительным в современном письменном и устном русском языке». В доказательство своих слов адвокат привёл статистика «Яндекса», выдающего «более 825 тысяч ссылок» с этим словом.

Но совет АП г. Москвы не поверил Тимошенко. В решении поясняется, что адвокат неоднократно менял свою позицию – от «явно надуманного довода о случайном (ошибочном) написании нецензурного слова» до «признания факта его написания с одновременным отрицанием вины». В итоге совет согласился с заключением квалифкомиссии.

В решении подчёркивается, что «само по себе использование адвокатом в публичной дискуссии, в том числе в… сети “Интернет”, обсценной лексики недопустимо в принципе и не может быть оправдано никакими обстоятельствами». По мнению совета, допущенное Тимошенко нарушение «является грубым и умышленным и при этом сознательно не признаётся адвокатом» – а «недопустимое профессиональное поведение [адвоката] наносит вред авторитету адвокатуры». Но поскольку Тимошенко ранее не привлекался к дисциплинарной ответственности, совет счёл возможным назначить ему наказание в виде предупреждения.

В беседе с «Улицей» Александр Тимошенко согласился, что ругаться «безусловно» запрещено. «Есть правила поведения [адвоката] в интернете, и я должен их соблюдать, как и все адвокаты, – признал он. – Но я уже говорил во время дисциплинарного разбирательства, что печатал “вслепую” и вместо [слова] “выёживаться” [случайно] написал другое. Однако палата посчитала этот довод надуманным». Александр Тимошенко не согласен с решением совета и намерен его обжаловать.

«Улица» попыталась поговорить и с автором жалобы – адвокатом Артёмом Чумаковым. Однако он не стал отвечать на вопросы корреспондента, сославшись на запрет комментировать материалы дисциплинарного производства (п. 4 ст. 26 КПЭА).

Отметим, ранее совет АП Москвы указал, что этот запрет может налагаться, только если в материалах «дисциплинарки» содержатся сведения, затрагивающие адвокатскую или коммерческую тайны, а также тайну частной жизни. То есть адвокат может комментировать собственный кейс, если это не нарушает права других граждан.

По сведениям адвоката АП Москвы Андрея Сучкова, первое «цензурное» дело появилось в 2016 году. Палата адвокатов Самарской области объявила замечание Андрею Соколову за репост в «ЖЖ» стихотворения с ненормативной лексикой. Но вообще палатам редко приходится разбирать подобные «дисциплинарки». «Адвокаты нечасто жалуются на такие случаи, а сама адвокатская палата не считает необходимым их инициативно выявлять. И это правильно, поскольку палата не надзорный орган, – пояснил эксперт. – Однако дисциплинарная практика по таким делам достаточно определённая: адвокат при всех обстоятельствах должен соблюдать честь и достоинство, в том числе и в интернете».

* Принадлежит Meta – признана экстремистской организацией и запрещена.

** Внесён в реестр «иноагентов».

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.