Адвоката Костанова исключили из СПЧ
Он связывает своё исключение с критикой принимаемых законов
Вчера Владимир Путин подписал указ о внесении изменений в состав президентского Совета по правам человека. Среди потерявших место в Совете – известный адвокат Юрий Костанов. Он считает, что вывод из СПЧ связан с его критикой в адрес законодателей.
Согласно указу президента, Совет, кроме Костанова, покинут ещё четыре человека: судья Конституционного Суда в отставке Тамара Морщакова, директор Института права и публичной политики Ольга Сидорович, доцент кафедры теории и истории права ВШЭ Анита Соболева, главный научный сотрудник Института социологии РАН Светлана Айвазова. Место известных в юридической среде экспертов займут специалисты в сфере медиа, здравоохранения и социальной поддержки семей.
Часть «уволенных» юристов сообщили «Улице», что исключение из СПЧ стало для них неожиданностью; о готовности выйти из Совета ранее заявляла только Тамара Морщакова. Они считают это решение реакцией на критику. «Юридический блок много чего критиковал. Почти на каждый законопроект [у них] были возражения, [они] готовили экспертные заключения», – пояснила Анита Соболева.
Адвокат Юрий Костанов также узнал о выводе из СПЧ из указа – но признался, что ожидал этого. Адвокат предположил, что его могли исключить из Совета перед традиционной встречей с президентом в декабре. По его словам, эксперты Совета готовили ряд законодательных предложений – в том числе связанных с устранением нарушений прав граждан в ходе публичных акций. «Была опасность, что я выскажу [на встрече с президентом] некоторые предложения, которые власти не понравятся, – пояснил Костанов. – Если я говорю, что нужно ввести какие-то нормы в УПК, а кому-то этого не хочется, то надо сделать так, чтобы Путин этих предложений не слышал».
По мнению адвоката, замена юристов представителями медиа и социальных НКО происходит намеренно – чтобы от СПЧ исходило меньше критики в адрес судебной системы и законодателей. «Исключили самых активных. Нет сомнений, почему это делается. Когда-то предлагали Фадееву вынести на обсуждение один проект, а он предложил провести экспертизу, – вспоминает Костанов. – Я ему говорю, что экспертизу уже сделали не самые плохие юристы – как, например, Тамара Морщакова. Но нет, он отдал на экспертизу своим “знатокам” – так проект и лежит до сих пор».
Костанов не согласен с указом и уверен, что юристы и эксперты в сфере реформирования судебной системы должны быть широко представлены в СПЧ – органе, направленном на защиту прав человека: «Если обидят хоть пекаря, хоть шахтёра, защищать свои права он придёт в суд. Поэтому в рамках СПЧ должны разрабатываться предложения по совершенствованию судебной системы – делать это качественно могут только юристы».
Адвокат заявил, что продолжит заниматься разработкой законопроектов, причём без членства с СПЧ он сможет публиковать их без согласований с Советом: «Для меня это даже лучше. Пусть общество видит, как закон можно усовершенствовать – и сравнивает это с тем, что предлагает Клишас и его команда».
Адвокат и действующий член СПЧ Александр Брод в разговоре с «Улицей» отметил активную работу Юрия Костанова в Совете: «Он ставил острые вопросы, связанные с совершенствованием правосудия, работы следственных органов. Вносил предложения, как реагировать на резонансные инциденты, связанные с произволом силовиков». Брод надеется, что Костанов продолжит работу с СПЧ в качестве эксперта. Говорить о причинах исключения Костанова из Совета Брод отказался, сославшись на то, что вопросы ротации членов находятся в компетенции главы Совета Валерия Фадеева. Сам Фадеев, напротив, заявил, что «одним из критериев для исключения» стала недостаточно активная работа исключённых членов. Он сообщил «Коммерсанту», что принимал участие в обсуждении кандидатов на исключение, но окончательный список утверждён совместно с «несколькими управлениями» Администрации президента.
В составе СПЧ остаются несколько адвокатов: вице-президент ФПА Генри Резник, советник ФПА Игорь Пастухов, адвокаты Александр Брод, Шота Горгадзе и Владимир Ряховский.