Адвокат Савельева отрицает нарушение подписки о неразглашении
Она считает, что следствие неправильно трактует УПК
Ульяновский адвокат Ирина Савельева подробно прокомментировала «Улице» уголовное дело, возбуждённое в отношении неё по ст. 310 УК (разглашение данных предварительного расследования). По словам Савельевой, следствие увидело преступление в том, что она привлекла специалиста по делу, по которому дала подписку о неразглашении. Женщина уверена, что следователь неправильно трактует УПК – и адвокатам не нужно спрашивать разрешение, чтобы работать со специалистом. Также Савельева рассказала о противоречиях в показаниях следователя на судебном заседании о «прослушке» её телефона.
Напомним, вчера в доме и офисе адвоката прошли обыски. Савельева рассказала «Улице», что обвинения ей пока не предъявлены – она видела лишь постановление суда о проведении обыска. По словам женщины, в этом документе говорилось только о том, что 13 января в отношении неё было возбуждено уголовное дело в связи с разглашением данных предварительного следствия по другому делу.
Савельева полагает, что следствие усмотрело состав преступления в том, что она как адвокат привлекла специалиста по делу вице-мэра Ульяновска Михаила Сычёва. Напомним, в ноябре следствие просило палату Ульяновской области дать оценку именно этому поступку. Президент АП Евгений Малафеев сообщал «Улице», что палата не нашла нарушений в действиях коллеги.
Адвокат Савельева также уверена, что не нарушила закон. В беседе с «Улицей» она сослалась на п. 2 ч. 6 ст. 161 УПК, который разрешает предоставить сведения по уголовному делу привлечённому специалисту «при условии дачи им письменного обязательства о неразглашении указанных сведений без согласия следователя или дознавателя».
Адвокат Ирина СавельеваПорядок привлечения специалиста по делу, где сам адвокат работает под подпиской, отличается только тем, что именно он отбирает у специалиста письменное обязательство не разглашать данные, которые могут стать ему известны в связи с его работой.
По её мнению, следователь усмотрел здесь преступление, потому что неправильно трактует закон. «Они считают, что адвокат не может самостоятельно привлекать специалиста, – говорит Савельева, – Что я должна была привести специалиста к следователю и спросить у него разрешения. И следователь бы сам отобрал у специалиста подписку».
Адвокат уверена, что если бы законодатель предполагал именно такой порядок привлечения специалиста, то ему не было бы смысла прописывать п. 2 ч. 6 в ст. 161. «Эта статья написана для адвокатов. Она очерчивает, как адвокат может работать под подпиской, какие сведения может разглашать. Поэтому п. 2 ч. 6 этой статьи предполагает, что обязательство о неразглашении отбирает именно адвокат», – заявила «Улице» Савельева.
При этом она уверена, что настоящей причиной для возбуждения дела стало желание следователя убрать её из защиты вице-мэра Ульяновска Михаила Сычёва. Она также не исключает, что следствие хочет лишить её адвокатского статуса.
Адвокат Ирина СавельеваМеня незаконно прослушивали, провели обыск у привлечённого мной специалиста, вскрыли переписку, вмешались в адвокатскую тайну. Совершили столько незаконных действий, что теперь у них нет другого выхода, кроме как сфальсифицировать дело в отношении меня.
Ранее «Улица» подробно рассказывала о жалобах адвоката на незаконные оперативно-разыскные мероприятия. Савельева подозревала, что оперативники ФСБ прослушивают её телефон и читают почту. Но тогда женщине не удалось убедить Ленинский районной суд Ульяновска в обоснованности этих подозрений – и в удовлетворении ей иска было отказано. Ульяновский областной суд рассматривал апелляционную жалобу на это постановление 18 и 20 января 2021 года. Суд получил документ от 31 августа 2020 года, санкционирующий прослушку телефона Савельевой на 180 суток.
Адвокат Ирина СавельеваВ первой инстанции следователь Вертецкий и оперативник ФСБ Ливанов заявляли суду, что в отношении меня не проводилось никаких ОРМ. Представляете, как я себя чувствовала в тот момент? И вот оказывается, что постановление на прослушку было вынесено ещё 31 августа.
Несмотря на появление документа, который подтвердил подозрения Савельевой, 20 января суд всё же решил оставить её жалобу без удовлетворения. Мотивировку решения адвокат пока не получила. Она также рассказала, что суд не дал ей сделать копию постановления о прослушке.
Тем не менее Савельева узнала, как следователь мотивировал ходатайство о разрешении ОРМ. По её словам, следователь указал, что телефон необходимо прослушивать, поскольку адвокат «может располагать сведениями о преступной деятельности “подельницы”» подзащитного – Ольги Колесниковой. «Она проходит по тому же делу, что мой подзащитный. Я с Колесниковой не общалась, но имела на это право. Мы вообще могли вырабатывать общую позицию. Сведения, которые я могла от неё получить, – это адвокатская тайна», – подчёркивает Савельева. Она считает, что такая мотивировка даёт следствию возможность прослушивать практически любого адвоката по групповым делам.
Адвокат Ирина СавельеваМеня поставили на прослушку, потому что я могу обладать сведениями о преступной деятельности Колесниковой. Получается, что и её адвоката могут прослушивать – на том основании, что он обладает сведениями о деятельности моего подзащитного. Им даже не приходит в голову, что это то же самое, что прослушивать меня, потому что я обладаю сведениями о деятельности своего подзащитного. Абсурд лежит на поверхности!
По словам Савельевой, в понедельник суд «выражал готовность» разобраться в её деле и жалобах на незаконные ОРМ. «Но в среду что-то произошло. Суд не стал удовлетворять ходатайства, а на выходе из здания ко мне подошёл следователь и повёз на обыск», – рассказывает адвокат.
Сам обыск, по её словам, проходил в рамках УПК: суд прописал, что именно следствие вправе изъять, и сотрудники чётко следовали постановлению. «Единственное, что мы, возможно, будем обжаловать – это изъятие моего телефона. Потому что там содержится информация по другим делам», – рассказала Савельева.
Она ожидает, что официальные обвинения предъявят в понедельник. Адвокат сообщила, что АП Ульяновской области выразила готовность оказывать ей необходимую помощь на каждом этапе разбирательства. По её словам, представитель палаты присутствовал при вчерашнем обыске и «внимательно следил за законностью действий сотрудников следственных органов».