06.07.2020

Адвокат рассказал о судебном заседании в подвале

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

Это оказалось карантинной предосторожностью

Ещё 12 мая Верховный суд заявил о возврате российской судебной системы к нормальному, «докоронавирусному» режиму работы. Однако в некоторых регионах суды сохранили часть карантинных ограничений. Об одном таком необычном случае рассказал «Улице» адвокат Дмитрий Урсин. 2 июля он приехал в Саратов на заседание в Первом кассационном суде общей юрисдикции – а в результате оказался в подвале здания.

На сайте 1КС опубликовано разъяснение о сохраняющихся карантинных мерах. Среди прочего там сообщается, что «судом может быть принято решение о рассмотрении дела посредством веб-конференции с применением оборудования, находящегося в изолированном помещении». В тексте не уточняется, что это за помещение. Тех, кто добирается до суда, ждёт сюрприз.

«До начала заседания людей держат на улице и внутрь не пускают. Секретари выходят, уточняют явку и берут документы, подтверждающие полномочия», – рассказал Урсин. Ожидание возле суда нельзя назвать безопасным, но коронавирус тут ни при чём: по словам адвоката, фасад здания ремонтируется и с него падает строительный мусор. Тех, кто дождался своей очереди, секретари проводят в подвальное помещение суда, там же их досматривают приставы.

Комната, куда завели Урсина, называлась «Зал №1». «Там было несколько стульев, стол и на нём ноутбук с открытой программой Skype. Я был один в пустой комнате, и в маске, которую нельзя было снимать, и перчатках, – рассказал он. – Другая сторона процесса подключалась удалённо». Судьи, по-видимому, находились в том же здании, где и Урсин. Адвокат утверждает, что в начале дистанционного заседания был пропущен этап проверки документов участников процесса: «Судья попросил стороны представиться устно. А само судебное заседание свелось к краткому докладу судьи по делу и к вопросам, поддерживают ли стороны доводы жалобы или возражают». После этого, говорит Урсин, «председательствующий сказал, что суд удаляется для вынесения определения». Защитник не мог даже проверить, действительно ли суд посетил совещательную комнату: «коллегия вышла за кадр и достаточно быстро вернулась обратно» для оглашения резолютивной части.

Адвокат Дмитрий Урсин

Кассационная жалоба была подана на шести листах, и я подготовил пять основных доводов, чтобы обратить на них внимание судебной коллегии. Но возможности дать объяснения по делу не было предоставлено ни мне, ни другой стороне, несмотря на сложность спора.

По его наблюдениям, и другие заседания в таких условиях длились по 5–10 минут. «Полагаю, что такая форма проведения судебных заседаний кассационной инстанции требует дополнительного обсуждения и уточнения. Вызывает вопросы и организация работы суда в условиях проведения строительных работ, – сказал “Улице” Урсин. – Использование видеоконференцсвязи с учётом местонахождения кассационного суда разумно, но формальный подход не должен преобладать. Ходатайство об использовании систем видеосвязи мной не заявлялось, с определением суда об использовании систем ВКС я не был ознакомлен».

«Улица» направила запрос в Первый кассационный суд о порядке проведения слушаний, но на момент публикации материала не получила ответа. Ранее «АУ» уже публиковала рассказы адвокатов о коронавирусном правосудии и писала о проблемах, с которыми столкнулись защитники в судах во время пандемии.

Процесс
Защита в условиях пандемии
«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.