29.02.2020

Адвокат пронёс пистолет в суд, чтобы указать на непрофессионализм приставов

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

Теперь коллеги критикуют этот поступок

12 февраля в Чертановском суде Москвы совершил самоубийство бывший начальник управления автотранспорта ФСИН Виктор Свиридов – сразу после вынесения ему обвинительного приговора. Он воспользовался личным пистолетом; до сих пор неизвестно, как именно Свиридов смог пронести наградное оружие в зал суда. 21 февраля следователи предъявили обвинение в халатности одному из приставов.

Однако 13 февраля, на следующий день после самоубийства, в Чертановский суд снова пронесли оружие: это сделал московский адвокат Алексей Голенко. Он утверждает, что при досмотре на входе его травматический пистолет не был обнаружен. После этого адвокат сообщил о запрещённом предмете приставам, но специального сейфа, куда можно было бы сдать оружие, в суде не нашлось. Тогда защитник предложил приставу написать заявление об увольнении. Все это он записал на видео.

Алексей Голенко рассказал «Улице», что самоубийство в суде крайне обеспокоило его доверительницу, чьё дело тоже рассматривается в Чертановском суде. Тогда защитник решил повысить профессионализм приставов. Он убеждён, что проверка СК из-за самоубийства не даст никаких гарантий того, что случившееся не повторится. «Я захотел показать всё ещё существующую проблему с безопасностью в конкретном суде и в работе конкретной службы», – объяснил адвокат свой эксперимент над приставами.

Впрочем, адвокат предположил, что причиной произошедшего 12 февраля могла быть не только халатность приставов, но и «привилегированность» силовиков в суде. По его словам, сотрудники правоохранительных органов заходят в здание суда без досмотра и вне очереди, пока защитникам и обычным гражданам приходится терпеть обыски. «В настоящий момент не установлено, пронес ли экс-сотрудник ФСИН, совершивший самоубийство, оружие сам, либо ему кто-то позволил. Может быть, приставы оружие у него нашли, но поскольку не было сейфа, то сказали: «Ладно, проходи». Или он показал удостоверение, сказал им, что свой, – поскольку сейчас сотрудники правоохранительных органов без обыска и без очереди проходят эти рамки, – рассуждает Алексей Голенко. – Тогда здесь встает вопрос о неравноправии сторон – почему у правоохранительных органов есть привилегии? Почему адвокатов обыскивают, выталкивают из зала суда, при этом никаких мер не предпринимается?».

Адвокат сообщил «Улице», что не стал подавать жалобу на действия приставов, поскольку о случившемся рассказала пресса. «Информация в СМИ – повод для проверки действий сотрудников. Кроме того, оружие я пронес в суд, в котором накануне застрелился подсудимый . Думаю, проверка охватит оба случая», – пояснил он. Также Алексей Голенко рассказал, что уже подавал жалобы на действия приставов Чертановского райсуда, однако на них поступили «формальные отписки».

Как оказалось, идея Голенко понравилась не всем адвокатам и вызвала спор о целесообразности его действий. В соцсетях защитники опасаются, что такие эксперименты приведут лишь к ужесточению досмотра. «Я понимаю, что человек ради пиара готов выглядеть круглым недоумком. Тем более что вот эти его действия никак не связаны с адвокатской деятельностью. Но почему из-за его амбиций должна страдать вся корпорация? Так что, коллеги, когда вас начнут на днях тщательно шмонать в судах, поблагодарите вот этого, прости Господи, коллегу», – написал в Facebook адвокат, член совета АП Белгородской области Борис Золотухин. Другие комментаторы даже призвали пожаловаться на адвоката с пистолетом в палату.

«Встречающиеся иногда такие "эксперименты" с охраной СИЗО, колоний, судов и правоохранительных структур приводят только к ужесточению режима досмотра, доходящему порой до абсурда. Не дело адвоката подменять собой руководителей судебных приставов, на кого возложена обязанность следить за качеством их работы», – сказал «Улице» член совета АП Москвы Константин Ривкин. Впрочем, пресс-служба палаты не стала комментировать действия Алексея Голенко.

Тем не менее Алексей Голенко не видит проблемы в возможном ужесточении досмотра. «У нас и так обыскивают граждан, это предусмотрено законом. Если сотрудники службы судебных приставов будут лучше работать, я буду рад. Это предотвратит противоправные действия лиц, которые задумают совершить преступление. Это нам же на пользу, мы должны заботиться о нашей безопасности», – ответил адвокат на возражения коллег.

Также он уточнил, что выступает за право адвоката «проводить социально-правовые эксперименты», и что его действия никаким образом не нарушили законодательство.

Адвокатам, критикующим его действия в соцсетях и допускающим оскорбления, Алексей Голенко напомнил об утверждённых ФПА правилах поведения адвокатов в Интернете и КПЭА. «Некоторые адвокаты позволяют себе отзываться о коллегах не очень лестно. К сожалению, у нас это принято, чтобы в какой-то степени поднимать собственный авторитет», – сказал адвокат.

В пресс-службе ФССП информацию о проносе пистолета назвали «не соответствующей действительности».

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.