Адвокат наблюдал за обыском через щель
Защитнику не позволили принять участие в следственном действии
3 июля московского адвоката Вячеслава Василевского не пустили на обыск, который проходил в офисе его доверителей. В результате ему пришлось давать юридические советы через щель в жалюзи. Об этом он сообщил на своей странице в Facebook*. «Улица» выяснила у адвоката подробности необычного инцидента.
По словам Василевского, он узнал об обыске от арендодателя офиса, поскольку оперативные сотрудники Управления экономической безопасности сразу запретили его доверителям пользоваться телефонами. Адвокат приехал спустя 40 минут после начала следственного действия и смог пройти внутрь обыскиваемого помещения. Появление защитника оказалось неожиданностью для оперативников – ведь они были уверены, что лишили людей в офисе связи. Василевский представился, показал удостоверение и попросил оперативных сотрудников сделать то же самое. Те категорически отказались, а потом потребовали предоставить им ещё и ордер. Защитник признал законность этого требования, но объяснил, что никак не мог его выписать заранее. «У меня есть соглашение с доверителем, однако по нормам УПК адвокат допускается к участию в уголовном деле по предъявлении удостоверения и ордера. В ордере указывается стадия производства по делу либо конкретное следственное или процессуальное действие, в ходе которого будет участвовать адвокат. Какие конкретно следственные действия будут проводиться в отношении моего доверителя, я заранее не знал, поэтому хотел заполнить ордер непосредственно на месте», – объяснил он «Улице».
Василевский стал заполнять ордер прямо в офисе, но оперативники попросили его сделать это за пределами обыскиваемого помещения. Не заподозрив подвоха, адвокат вышел.
Закончив оформлять документы, Василевский постучал в закрытую дверь – однако оттуда ему не ответили. Дверь оказалась заперта изнутри. «Тогда я позвонил следователю, по чьему поручению они действовали. Но услышал от него, что оперативники действуют правомерно, не пуская меня внутрь, поскольку я приехал позже, а следственные действия прерывать нельзя, – рассказал “Улице” адвокат. – По такой логике следователя, защитник не может быть допущен к участию ни в одном обыске, поскольку обыскиваемый, по понятным соображениям, никогда заранее о нём не уведомляется, и следственное действие всегда начинается без участия адвоката». В беседе с «АУ» Василевский подчеркнул, что позиция следователя ошибочна: прерывание хода следственного действия для консультаций с адвокатом предусмотрено ч. 2 ст. 53 УПК. Более того, Конституционный суд подтвердил право адвоката участвовать в обыске независимо от времени прибытия на следственные действия в определении от 14 января 2020 года.
Чтобы попасть в помещение, защитник вызвал сотрудников полиции. Однако и они не смогли ему помочь. «Им просто не открыли, – рассказал Василевский. – Я записывал сотрудников на видео с их разрешения, потому что мне нужно было зафиксировать факт их приезда для последующего обжалования [незаконных действий оперативников]. Я попросил их представиться. Но они также отказались сделать это, хотя деятельность полиции публична и открыта».
По словам адвоката, он заметил, что обыскиваемый офис был отделён от общего коридора стеклянной стеной с жалюзи. Этим он и решил воспользоваться: «В этой стене были щели. Через эти щели я начал заявлять о незаконности действий сотрудников. Они, конечно, опешили. Сначала голову подняли – думали, с потолка звук идёт. Потом я оказывал через эти щели юридическую помощь доверителям», – рассказал Василевский. Он признаёт, что хоть клиенты и видели его сквозь жалюзи, полноценной юридической помощью это назвать трудно. Оперативные сотрудники, по словам защитника, также видели его и заполненный им ордер – но всё равно не пустили в помещение.
В итоге обыск прошёл фактически без адвоката. «Я провёл перед закрытой дверью около двух часов, пока оперативники не вышли из офиса и не уехали с коробкой изъятого», – сообщил он.
Василевский уже пожаловался в суд в порядке ст. 125 УПК. В ближайшее время он планирует обратиться в прокуратуру: «Мы будем добиваться признания обыска и изъятия вещей незаконными, а также требовать проведения проверки в отношении оперативных сотрудников». По словам адвоката, его подзащитные также подали отдельные заявления в прокуратуру о нарушении их конституционного права на защиту. Василевский отметил, что на практике подобные действия правоохранителей «почему-то признаются законными, хотя это совершенно неправильно». «Улица» не смогла получить комментарии управления, к которому принадлежат оперативные сотрудники, проводившие обыск, – там не ответили на телефонные звонки. Не удалось связаться и с пресс-службой МВД по телефону.
«Пока не вижу особого смысла в подаче заявления о нарушении моих прав на оказание юридической помощи доверителям, – заявил адвокат. – Меня всегда больше заботят нарушения прав граждан в общем и моих доверителей в частности». Василевский также не видит смысла в обращении в Комиссию по защите прав адвокатов АП города Москвы: адвокат не верит, что там хоть как-то смогут повлиять на ситуацию. Председатель комиссии Роберт Зиновьев сказал «Улице», что не знает об этом случае, но готов разобраться в ситуации в случае официального обращения в комиссию.
* Принадлежит Meta – признана экстремистской организацией и запрещена.