Адвокат добился от МВД компенсации морального вреда
Ему выплатят 55 тысяч рублей за незаконное задержание
Якутский городской суд встал на сторону 76-летнего адвоката Прометея Ефимова в споре с МВД. Ранее полицейские задержали его за «неповиновение», утверждая, что адвокат был пьян и «неподобающе одет» – однако позже дело было прекращено. Адвокат заявил, что сутки в камере нанесли ущерб его здоровью, а сообщения СМИ о якобы опьянении отразились на деловой репутации. Полиция требовала доказательств морального ущерба, однако суд посчитал их необязательными.
16 марта Якутский городской суд рассмотрел гражданский иск 76-летнего адвоката Прометея Ефимова к МВД России и управлению министерства по Республике Саха. «Улица» подробно рассказывала об этой истории. В августе 2022 года адвокату позвонила несовершеннолетняя дочь его арестованного доверителя и сообщила, что в квартиру ломятся полицейские. Ефимов приехал и спросил, какие у полицейских основания для проникновения в жилище. Те сначала игнорировали защитника, а потом под угрозой применения электрошокера увезли в ОП-2, где обвинили в «неповиновении» (ст. 19.3 КоАП). 76-летний мужчина больше суток провёл в отделении. На суде полицейские утверждали, что Ефимов был пьян и «неподобающе одет», но его защита доказала невиновность коллеги. Суд прекратил «административку» за отсутствием состава правонарушения.
После этого Ефимов решил взыскать с полицейских компенсацию за моральный вред. В иске адвокат заявил, что нахождение в «вольере» вместе с с бездомными людьми было для него унизительным. Всю ночь он провёл стоя, так как в камере было слишком много задержанных и лишь одна тахта. Сотрудники ОП-2 не выпускали его в уборную и не давали воды, а начальник опорного пункта Илья Ефремов открыто насмехался над его положением. Всё это повлияло на его здоровье. В беседе с «Улицей» адвокат рассказал, что через 22 дня после задержания он попал в больницу с предынфарктным состоянием, у него надолго отказали ноги.
Также Ефимов разобрал в иске заявления полицейских. В протоколе они написали, что адвокат был неряшливо одет. Ефимов подчёркивает, что это нанесло урон его деловой репутации. Более того, местные СМИ процитировали утверждения полиции о том, что Ефимов был пьян в момент работы. После этого адвокату «было стыдно выходить на улицу» – и он считает эту ситуацию серьёзным репутационным ущербом. Он потребовал от министерства 100 тысяч рублей компенсации.
МВД в возражениях на иск не согласилось с претензиями адвоката. Требование о компенсации вреда в министерстве посчитали необоснованным: подчёркивалось, что истец не представил доказательств. Однако представитель МВД не явился на заседание, и суд рассмотрел иск без участия второй стороны.
В итоге Якутский городской суд признал, что обстоятельства дела дают основания для компенсации морального вреда. «У сотрудников полиции отсутствовали законные основания для административного задержания истца, который является адвокатом, характеризуется положительно, – указал суд. – Данные о привлечении его ранее к уголовной или административной ответственности в области нарушения общественного порядка отсутствовали». Суд подчеркнул, что Ефимов провёл долгое время без сна и отдыха. Но добавил, что «доводы истца о возникновении заболеваний сердца из-за неправомерных действий сотрудников полиции документально не подтверждены». Это, впрочем, не помешало суду критически отнестись к возражениям МВД.
Решение Якутского городского судаПоскольку моральный вред причинён истцу самим фактом неправомерного привлечения к административной ответственности, что, безусловно, свидетельствует о перенесённых истцом переживаниях по поводу незаконного привлечения к такой ответственности, о дискомфортном состоянии истца в связи с этим, доводы ответчика об отсутствии оснований для компенсации морального вреда признаются судом несостоятельными.
В итоге суд постановил взыскать с министерства 55 тысяч рублей «за счёт казны РФ» в пользу адвоката. Прометей Ефимов рассказал «Улице», что в целом доволен решением суда – но надеялся, что тот назначит заявленную им сумму компенсации в 100 тысяч рублей.