Адвокат Беньяш: «Нас лишили права работать по определённой категории дел»
Апелляция подтвердила, что призывы оказывать юридическую помощь задержанным – это организация акции
Краснодарский краевой суд оставил в силе решение Ленинского суда Краснодара, который признал адвоката Михаила Беньяша виновным в организации несанкционированной акции (ч. 2 ст. 20.2 КоАП). Поводом стала запись в соцсети, где адвокат призвал коллег защищать «в отделениях полиции и судах» граждан, которые будут задержаны на оппозиционных акциях. Беньяш считает, что такое решение краевого суда ставит под угрозу возможность оказать юридическую помощь целой категории граждан – участникам акций протеста. Защита готовится обжаловать решение в ЕСПЧ.
Напомним, в субботу Ленинский районный суд Краснодара признал адвоката Михаила Беньяша виновным в организации несанкционированной акции (ч. 2 ст. 20.2 КоАП) и арестовал его на пять суток. Судья Роман Жмёткин счёл призывы оказывать юридическую помощь задержанным на несогласованных мероприятиях равносильными их организации.
Сегодня Краснодарский краевой суд рассмотрел апелляционную жалобу защитников Беньяша. В жалобе (есть у «АУ») авторы указали, что адвоката привлекли к административной ответственности «за добросовестную реализацию им своего права на труд и призывов к нему других». Защитники пояснили, что, согласно тексту обращения Беньяша, он сам собирался оказывать юридическую помощь доверителям, которых могли задержать в ходе протестной акции. К этому же он призывал и коллег – адвокатов и юристов.
Апелляционная жалоба в защиту Михаила БеньяшаБеньяш М. М. призывал защитников исполнить свой долг в строгом соответствии с данной адвокатами клятвой и ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре». К лицам, которые планировали участвовать в несанкционированном митинге, Беньяш М. М. в тексте своего обращения ни разу не обращается, называя их в третьем лице.
Выводы судьи Жмёткина о том, что призыв оказывать юридическую помощь задержанным приравнивается к организации акции, защитники посчитали «особым мнением суда». Они отметили, что такая трактовка противоречит разъяснениям ВС о вопросах рассмотрения дел об административных правонарушениях в ходе публичных акций. Согласно документу, организацией публичной акции может считаться подача уведомления в органы власти, оповещение возможных участников о месте и времени акции, а также другие действия, «совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия». При этом, как подчёркивают защитники, Беньяш звал адвокатов в «суды и отделения полиции» – где изначально невозможно проведение публичных акций. Поэтому его пост точно не может быть «оповещением участников акции о времени или месте сбора».
Кроме того, адвокаты сочли нарушением права на защиту отказ суда первой инстанции обеспечить присутствие прокурора в заседании. Они также указали, что суд отказал в вызове полицейских, составлявших протокол на Беньяша. Скриншот обращения, по мнению адвокатов, был оформлен с нарушениями.
Учитывая все эти обстоятельства, адвокаты требовали отменить решение Ленинского суда и прекратить административное производство за отсутствием состава правонарушения.
По словам Беньяша, краевой суд проигнорировал все аргументы защиты. «Судья откровенно глумился, смеялся нам в лицо, пригнал в зал приставов с дубинками и заставил их стоять над адвокатами», – возмущается Беньяш. Его защитник Феликс Вертегель рассказал «Улице», что судья отказал в допросе полицейских, вызове прокурора в качестве гособвинителя и проведении лингвистической экспертизы высказывания Беньяша.
Тем не менее суд приобщил к делу заключение комиссии по защите прав адвокатов АП Краснодарского края, которая не увидела в словах Беньяша состава правонарушения. Это, впрочем, не повлияло на решение краевого суда: он оставил постановление судьи Жмёткина без изменений.
По словам Вертегеля, многие его коллеги до последнего надеялись, что апелляция не «засилит» столь спорную формулировку. «Это очень опасная практика, – считает Вертегель. – Все защитники обеспокоены, что эта формулировка теперь может применяться в других делах». Он уточнил, что поддержать Беньяша в апелляции пришли девять адвокатов.
Сам Беньяш считает, что решение краевого суда – это попытка запретить адвокатам защищать задержанных на акциях протеста. «Нас лишили права работать по этой категории дел, – заявил Беньяш, – И это не только моя ситуация – это касается всего сообщества».
Адвокат Михаил БеньяшНам показали, что есть целая категория дел, по которой людей хотят оставить без защиты. Лучшее, что адвокаты могут сделать, чтобы этому противостоять – продолжить выполнять свой долг, и пойти защищать тех, кто будет задержан после следующей акции протеста.
Адвокат сообщил, что планирует обжаловать решение суда – в том числе обратиться с жалобой в ЕСПЧ.