Адвокат Аббасова записала обращение о своём деле
Она заявила, что преследование связано с профессиональной деятельностью
В интернете появилось видеообращение адвоката АП Красноярского края Кунай Аббасовой «к коллегам, правозащитникам и журналистам». Эту запись также предоставила «Улице» сестра Аббасовой, сопроводив его просьбой предать огласке. В ней Аббасова заявляет, что уголовное дело против неё сфабриковано, а реальная причина преследования — её профессиональная деятельность.
Напомним, что адвокат обвиняется в организации незаконной миграции группой лиц по предварительному сговору (п. «а» ч. 2 ст. 322.1 УК). 24 апреля у неё дома прошёл обыск, причём защита отметила многочисленные нарушения процедуры. В тот же день она была задержана, а 26 апреля суд отправил её в СИЗО на два месяца. По словам защиты, судья «формально подошёл к избранию меры пресечения» – в частности, проигнорировал наличие малолетних детей. 18 июня мера пресечения была изменена на домашний арест.
В своём видеообращении Аббасова заявляет, что поводом для уголовного дела стала её борьба за права заключённых красноярских колоний. «Решая проблемы своего супруга, который содержится в ИК-17 Красноярского края, мне стали известны факты о нарушении условий содержания осуждённых в ИК-31, 17 и 27. Учреждения находятся на территории алюминиевого завода, где запрещено размещение любых жилых помещений», – рассказывает Аббасова. По её словам, об этих нарушениях она много раз сообщала: сначала на краевом уровне, но последнее заявление направила уже в Генпрокуратуру. «После этого обращения у сотрудников ФСБ возникли вопросы и было сфабриковано уголовное дело об организации незаконной миграции», – рассказывает Аббасова.
Адвокат Кунай АббасоваЯ нисколько не сомневаюсь в том, что данное уголовное дело ничего с законом не имеет общего. Это просто расправа над теми, кто поднимает вопросы, о которых нужно молчать. Но я считаю своим долгом как адвоката защищать интересы осуждённых.
Аббасова назвала свою ситуацию «из ряда вон выходящей» даже с учётом практики российских судов. Она пояснила, что её семья – двое детей, один из которых взят под опеку из детдома, и муж, находящийся в колонии – стали рычагом давления. «На меня оказывается колоссальное давление психологического характера – я ограничена в правах на опекаемого ребёнка, он фактически вырван из семьи», – говорит адвокат. Она поясняет, что видеться с ним может только в присутствии сестры, на которую оформлена временная опека.
По словам Кунай Аббасовой, «заложником ситуации» стал и её муж, заключённый ИК-17. «Я уверена, что в отношении него “ведутся работы”. 22 июня после следственных действий на телефон сына позвонил супруг и попросил передать мне сообщение, чтобы я никуда не жаловалась и никому ничего не сообщала», – подчеркнула адвокат.
Адвокат Кунай АббасоваКак разумный человек я должна бы внять голосу страха, подумать о своих детях, о супруге, который находится во власти сотрудников ФСИН и смолчать, согласившись с вменяемым мне преступлением. Но я не могу так поступить. Помимо моих близких есть три тысячи жизней осуждённых, которые находятся в унизительных для человека условиях содержания.
Адвокат заявила, что сегодня, 26 июня, она отказалась от адвоката Людмилы Киреевой (работала по назначению) по причине того, что их позиции по делу «разошлись». «Главной причиной стало её отношение к моей религии [Аббасова исповедует ислам – прим. “АУ”]. Она позволила себе в присутствии следователя и других сотрудников ФСИН оскорбительно в унизительном тоне высказаться о моём одеянии и религии», – рассказала Аббасова.
Людмила Киреева заявила «Улице», что эти утверждения, «само собой, не соответствуют действительности». На вопрос, имел ли место конфликт на религиозной почве, Киреева рассмеялась и сказала, что это «смешно». «Ей нужно было что-то придумать – она придумала», – заявила адвокат. Она отказалась сообщать причину отказа Аббасовой от её защиты: «На каком основании я должна вам об этом говорить, чтобы вы сообщили об этом миру? Естественно, что я не имею права разглашать обстоятельства».
Адвокат подчеркнула, что «надеется на благоразумие» корреспондента «АУ». «Пока я благоразумия не вижу ни в чьих действиях, кроме тех, кто ни о чём не распространяется. Любая огласка не на пользу Аббасовой, а только во вред. Буду рада, если вы это поймёте, – отметила Киреева. – Не надо ни шуметь, ни говорить об этом – надо просто работать. И я работала – она из СИЗО освобождена благодаря этому».
В видеообращении Аббасова сказала, что осталась без защиты, и теперь просит её не только для себя, но и для заключённых ИК-31, ИК-17, ИК-27, чьи права отстаивала раньше. «Прошу вас не оставаться равнодушными и помочь мне защитить мои права и права осуждённых, которые нуждаются сегодня в нашей с нами помощи. Ведь с немого молчания человека творится очень многое», – подчеркнула адвокат.
«Улица» направила запросы в ГСУ СК по Красноярскому краю, региональное управление ФСБ и краевую адвокатскую палату, но на момент публикации материала не получила ответа.
«Улица» осознаёт, что общение с прессой может повлечь для Аббасовой негативные последствия, вплоть до изменения меры пресечения на более строгую. Однако редакция не считает себя вправе оспаривать решения взрослого человека, который в силу юридического образования и адвокатского статуса должен осознавать правовые последствия своих решений.