28.12.2021

«Преследования перешли на новый уровень»

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
Григорий Вайпан
Григорий Вайпан
Юрист

Григорий Вайпан – о ликвидации «Международного Мемориала»*

Сегодня Верховный Суд ликвидировал одну из старейших российских правозащитных организаций – «Международный Мемориал»*. В иске прокуратура заявляла о нарушении иноагентского законодательства – якобы «Мемориал» неоднократно уклонялся от маркировки своих публикаций. Но на финальном заседании прокурор Алексей Жафяров неожиданное высказал дополнительные претензии. Он заявил, что «Мемориал» «спекулирует на теме политических репрессий, искажает историческую память, в том числе о Великой Отечественной войне, и создаёт лживый образ СССР как террористического государства». «Улица» попросила юриста Григория Вайпана – члена команды защитников «Мемориала» – прокомментировать решение Суда и заявления прокурора.

С егодняшнее решение Верховного Суда очевидно неправосудное и незаконное. Это понятно всем участникам процесса – и не только им. Я хочу напомнить результаты недавнего опроса «Левада-центра»*. Треть россиян знают о деятельности «Мемориала», и половина из них уверена, что этот судебный процесс – политический. Так оно и есть.

Сегодня прокурор произнёс удивительную речь о том, что «Мемориал» клевещет на советское государство. Это значит, что у прокуратуры на самом деле не было никакого обоснованного иска. То, как они переключились и полностью сменили риторику, показывает, что иск был негодным с самого начала. «Мемориалу» вменялись нарушения законодательства об «иноагентской» маркировке публикаций. Все эти нарушения давным-давно устранены, говорить там просто не о чем. И, понимая это, прокуратура говорила сегодня о чём угодно, кроме сути иска.

Мы услышали в суде разного рода политические, пропагандистские претензии. Услышали даже обвинения в фальсификации истории. Нам об этом говорила та самая прокуратура, которая потребовала снять таблички в Твери, установленные в память о жертвах Катынского расстрела. Это нам говорит государство, чьи структуры раскапывают массовые захоронения в Сандармохе, чтобы опровергнуть признанную историками версию, что там захоронены жертвы советских репрессий. Так что это были оскорбительные выпады. Не только пропагандистские, но и оскорбительные.

А самое главное, что никакого отношения к сути иска все эти заявления не имеют. Всё, что мы услышали, с юридической точки зрения – просто пыль. Но она, к сожалению, показывает, как изменилась официальная риторика. Она показывает, что сегодня в суде представителю государства позволено говорить практически в той же стилистике, что использовали гособвинители на процессах в 1930-х годах. Это очень тревожно. Это показывает, что ликвидация «Мемориала» – шаг в сторону действительно массовых репрессий.

Юрист Григорий Вайпман

Я напомню, что сегодняшнее решение – первый случай ликвидации организации гражданского общества только за то, что она якобы нарушала законодательство об иностранных агентах. Это качественный переход: теперь организации преследуют уже просто за «неправильный» статус. За «неправильный» ярлык на лбу. 

Послан очевидный сигнал, что организации – иностранные агенты неприемлемы для государства, что государство будет с ними бороться. И нас ждёт полная зачистка независимого гражданского общества в России. Мы с большой долей вероятности можем предполагать, что решение по Правозащитному центру «Мемориал»* будет таким же. Никаких иллюзий мы тут не питаем.

Представители власти любят повторять, что российские законы об иноагентах мягче зарубежных. Что это не репрессивный закон. Надо сказать, что президент неправ даже чисто юридически. В других юрисдикциях, – в первую очередь в США, на которые ссылается президент Путин, – закон об иностранных агентах никогда не использовался и не используется в отношении организаций гражданского общества. Никогда не затрагивал правозащитные и исследовательские организации. Он используется в отношении лоббистов, – тех, кто действительно занимается политикой.

А российский закон изначально был направлен на то, чтобы преследовать именно гражданское общество. По этим причинам закон неоднократно признавался противоречащим международному праву, в том числе разными структурами ООН.

Юрист Григорий Вайпан

По сути, уже весь мир давно указал России, что закон об иностранных агентах – неправовой.

А после сегодняшнего процесса просто невозможно говорить, что это такой нейтральный безобидный закон. Он всегда был неправовым, но сегодня преследования перешли на новый уровень. Теперь за статус иностранного агента не просто штрафуют, а уничтожают.

Сегодняшнее решение доказывает тенденцию, которая была очевидна и раньше. Государство пожирает всё новые и новые институции. В 2021 году мы увидели, что государство пришло за юристами и адвокатами. Некоторые из них вынуждены были уехать из России. Поэтому те, кто до сих пор делает вид, что это всё их не касается, очень сильно заблуждаются. Если сегодня пришли за «Мемориалом», значит, завтра придут за вами. Тенденция закручивания гаек не прекращается просто так. Если уж покатился шарик под откос, то дальше становится только хуже. Что мы и наблюдаем.

Просто обычно это заканчивается большими потрясениями. Заканчивается плохо для всех – в том числе для тех, кто эти репрессии инициирует. Как мы знаем из нашей истории, которую для нас сохранял, в том числе, «Международный Мемориал».

Единственный инструмент противодействия репрессиям – это солидарность. Универсальный инструмент – другого не было изобретено никогда. В чём она может заключаться и выражаться? Зависит от конкретной ситуации. Например, по делу «Мемориала» есть петиция, которую можно подписать. Но солидарность не ограничивается этим. Главное – реагировать, когда мы видим несправедливость, когда мы видим репрессии. Причём по отношению и к тем, кто вам не нравится.

Главное – не молчать. Вот всё, что я могу сказать.

* Организации внесены в реестр НКО-иноагентов.


«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.