24.03.2023

Право на правду

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
Наталья Морозова
Наталья Морозова
Юрист ЦЗПЧ «Мемориал»

Юрист ЦЗПЧ «Мемориал» Наталья Морозова – об «историческом фронте» российских властей

Сегодня, 24 марта, в мире отмечается День права на установление истины в отношении грубых нарушений прав человека и достоинства жертв. А два дня назад российская Госдума утвердила заявление «О геноциде народов Советского Союза Германией и её пособниками в ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 годов». Юрист ЦЗПЧ «Мемориал» Наталья Морозова прочитала этот документ – и приходит к выводу, что инициатива депутатов, направленная вроде бы на защиту жертв войны, явно противоречит «праву на установление истины». А российские власти ведут активное наступление на «историческом фронте» – и воюют при этом с собственным прошлым.

Г осударственная дума приняла историческое заявление. Нет, оно не повернёт ход истории – просто «парламентарии» попытались высказаться по вопросам прошлого. Получилось четыре с половиной страницы косноязычного бреда, который, тем не менее, заслуживает прочтения. Пожалуй, в основном для постановки диагноза.

Генеральная ассамблея ООН давно провозгласила 24 марта Днём права на установление истины – или, как часто говорят, «права на правду». А в этом году депутаты Госдумы 22 марта провозгласили своё заявление – о праве на собственную суверенную кривду. Да, я понимаю, что они, скорее всего, не в курсе существования такой даты и «права на правду» – как и других прав человека (ну, кроме «права депутата на деньги»). Понимаю, что их заявление «О геноциде народов Советского Союза Германией и её пособниками в ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» было ответом в стиле «сам дурак» на ордер, выданный Международным уголовным судом на арест Путина и Львовой-Беловой по обвинению в военных преступлениях. Но совпадение получилось красивое. Давайте изучим этот документ.

В заявлении Госдумы утверждается, что «в настоящее время причины и итоги Второй мировой войны превращаются из объекта историко-мемориальных исследований в инструмент геополитического противостояния». Депутаты говорят про «попытки сегодняшних властей Германии продвигать ложный тезис о якобы совместной ответственности и тождественности гитлеровской Германии и СССР». И упоминают «принятие Бундестагом антиисторического русофобского акта – резолюции о признании массового голода на территории Украинской ССР в 1932 и 1933 годах “геноцидом украинского народа”». По мнению парламентариев, «западные политики предпочитают не вспоминать о том, что гражданское население СССР по планам гитлеровской колонизации и германизации “восточного пространства” подлежало массовому уничтожению». Они ссылаются на недавние решения ряда российских судов по делам о «преступных деяниях гитлеровцев и их пособников». Затем Госдума неожиданно переходит к современным событиям – и подробно рассказывает про «всё более активное участие НАТО и стран коллективного Запада во главе с США в антироссийских преступлениях Украины». И завершает документ заявлением о том, что «преступные деяния немецко-фашистских захватчиков и их пособников в отношении мирного населения СССР признаются геноцидом народов Советского Союза».

Для начала депутаты подчёркивают: заявление «О геноциде народов Советского Союза» принято по просьбе неких «ведущих историков». Ну, кому и Мединский историк.

Дальше авторы заявления ссылаются на Конвенцию ООН о предупреждении преступления геноцида. Но в ней геноцид определяется как «действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую». Таким образом, своим заявлением ГД приравнивает «народы Советского Союза» к одной «национальной, этнической, расовой или религиозной группе». Антропологи в шоке.

Юрист ЦЗПЧ «Мемориал» Наталья Морозова

Да, я в курсе, что европейские политики тоже открыли исторический фронт и признают Голодомор геноцидом украинского народа. Но их пусть критикуют их избиратели.

Затем Государственная Дума «считает принципиально важным дать судебно-правовую оценку военных преступлений и преступлений против человечности, совершённых в ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 годов». Хочется спросить – минуточку, а почему забыты Первая мировая война 1914–1918 годов, Русско-японская война 1904–1905 годов, Русско-турецкая война 1877–1878 годов (и все предыдущие русско-турецкие войны), Крымская война 1853–1856 годов и далее все войны, вплоть до «преступных нападений на Киевскую Русь» татаро-монгольских ханов Чингисхана, Батыя и прочих?

А если серьёзно, то с какой стати законодательная вроде бы ветвь власти присвоила себе право давать судебную оценку? Ну, хоть бы сами не проговаривались, что нет у нас никакого разделения властей.

В заявлении депутаты ссылаются на как минимум 11 решений российских судов, которые «однозначно квалифицируют преступные деяния гитлеровцев и их пособников как геноцид национальных, этнических и расовых групп, представлявших собой население СССР – народов Советского Союза». Судя по отчётам информагентств, в основном такие дела заводились по искам прокуратуры, но не очень понятно, по какой процедуре (на сайтах судов и в ГАС «Правосудие» следов найти не удалось).

Да, в Ставропольском крае с 2020 по 2022 год следователи якобы проводили целое расследование такое уголовного дела. Судя по перечислению фактов, в нём должно быть немало томов. «Перечисленные факты бесчеловечной жестокости являются лишь единичными примерами из числа установленных следователями СК России в ходе масштабной работы по фиксации злодеяний немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны», – утверждает прокуратура. Однако на сайте суда следы дела также отсутствуют.

Юрист ЦЗПЧ «Мемориал» Наталья Морозова

Ни секунды не сомневаюсь, что в 1942 году в Ставропольском крае немецкие войска творили ужасы, которые сложно себе вообразить. Однако остаётся вопрос – что заставило следователя возобновить расследование, приостановленное в 1972 году?

Основополагающим мифом путинской России стала «героическая победа советского народа в Великой Отечественной войне». Она очень хорошо легла на подкорку поколения, выросшего на подвигах пионеров-героев. Ветераны – новые святые. И всех, кто видит пятна на этом солнце, надо запретить, посадить, покарать, ликвидировать.

Так, например, историка Николая Егорова суд признал** виновным в клевете (ч. 2 ст. 128.1 УК) за то, что в 2020 году он опубликовал «заведомо ложные сведения» о ветеране Великой Отечественной войны Ефиме Осипенко, умершем в 1981 году. В публикации автор заявил, что Осипенко участвовал в терроре 1937–1938 годов и уничтожил информацию о своей деятельности в те годы. Заявление на него с подачи прокурора написали внуки Осипенко. Которые никогда не видели деда и не читали публикацию Егорова, пока им её не продекламировал следователь – но на суде утверждали, что она нанесла им моральный ущерб.

Чтобы следователям не нужно было напрягаться и искать родственников ветеранов по делам частного обвинения, власти за последние пять лет приняли не менее семи «законов о памяти», ограничивающих публичное выражение определённых интерпретаций исторических событий. Особенно связанных с советским периодом и Второй мировой войной. Никаких научных дискуссий по историческим вопросам больше не нужно. Да и простых бытовых рассуждений.

Например, 20 июля 2022 года Прикубанский районный суд Краснодара оштрафовал** на одну тысячу рублей местного жителя Вадима Киселёва по статье об отождествлении действий СССР с нацистской Германией (ст. 13.15 КоАП РФ) за пост в домовом чате. А ведь Киселёв всего лишь предложил соседям почитать мемуары Николая Никулина, который вошёл в Берлин в 1945 году – и откровенно рассказывал об отношении советских солдат к мирному населению Германии.

Последний такой запретительный закон – «О Георгиевской ленте» – был принят 29 декабря 2022 года (трудятся не покладая принтера). Даже если не вспоминать, как именно Георгиевская лента вдруг в одночасье превратилась в священный символ, вы представляете, сколько административных дел можно будет возбудить в отношении тех, у кого она уже много лет болтается на сумке или на зеркале заднего вида?

Конечно, по этим свежеиспечённым статьям легко преследовать правозащитников (вспомним два административных ареста Леонида Гозмана*) и НКО, работающих над увековечением памяти жертв советских репрессий. Обыски в «Мемориале» и возбуждение уголовного дела за реабилитацию нацизма против «неустановленных сотрудников Мемориала» – это, конечно, верх цинизма.

Но важно понимать: «законы о памяти» и государственная риторика, которую они усиливают, также способствуют российской агрессии. Ведь они устанавливают ложное риторическое равенство между *** [«спецоперацией»], которую Россия сейчас ведёт в Украине, – и усилиями Советского Союза по освобождению европейских территорий, оккупированных нацистской Германией.

У нынешних представителей власти какое-то мифологическое сознание. Им кажется, что если они закроют архивы, запретят историкам работать и перепишут все учебники, то вдруг окажется, что никаких сталинских репрессий не было – а в Украине мы, такие хорошие, действительно боремся с нацистами.

Юрист ЦЗПЧ «Мемориал» Наталья Морозова

Власти думают: если много раз повторить одно и то же, а потом ещё для верности прописать это заклинание в законе, то ты изменишь историю задним числом. А кто владеет историей, владеет миром. Но нет, так это не работает.

История не супермаркет, где можно взять с полки то, что понравилось, а остальное пусть стоит и ждёт своего покупателя. История одна. Снял с полки книгу про «героическую победу советского народа в Великой Отечественной войне» – получи в нагрузку массовые репрессии, пакт Молотова – Риббентропа, СМЕРШ, изнасилования немок и много чего ещё. А если произнёс малоосмыленное словосочетание «геноцид советского народа», то придётся вспомнить про депортации кабардино-балкарцев, чеченцев и ингушей, литовцев, латышей и эстонцев – и много кого ещё.

Историю изучают не для мести и не для подпитывания своего ресентимента, а для того, чтобы не повторять ошибок. Историческую истину устанавливают не заявлениями депутатов, а открытием архивов, свободой работы историков и отменой репрессивных законов о памяти.

* Внесён в реестр «иноагентов».

** Ссылка на сайт «иноагента».

Редактор: Александр Творопыш

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.