Вице-президент ФПА Михаил Толчеев – про адвокатские палаты в «присоединённых» регионах
«Поехать туда, где постоянно обстреливают»
Вчера на XI Всероссийском съезде адвокатов несколько раз поднимались вопросы, связанные со «спецоперацией». Вице-президент ФПА Михаил Толчеев часть своего выступления посвятил рассказу о том, как создавались адвокатские палаты ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской области. Он заверил, что адвокаты на этих территориях обязательно будут получать оплату за работу по назначению. А президент АП Брянской области Михаил Михайлов коротко поделился впечатлениями от общения с новыми коллегами. «Улица» приводит их выступления с незначительной стилистической редактурой, необходимой при публикации живой устной речи.
Михаил Толчеев, вице-президент ФПА
В связи с известными событиями в истории нашей страны образовалось четыре новых субъекта. Ну и в соответствии с законом Федеральная палата совместно с Министерством юстиции Российской Федерации создали специальную комиссию. Был принят специальный регламент для организации, для осуществления адвокатской деятельности на новых, вновь присоединившихся к Российской Федерации территориях. Это Луганская народная республика, Донецкая народная республика, Запорожская область и Херсонская область.
Предварительно была проведена работа совместно с Минюстом. Вице-президент Федеральной палаты Геннадий Константинович Шаров, вице-президент адвокатской палаты Воронежской области Юрий Николаевич Домашин – они провели предварительную работу с поездкой в эти новые регионы, переговорили [там] с людьми. Очень большая и детальная работа была проведена. И уже на основании регламента, утверждённого Федеральной палатой совместно с Министерством юстиции, были объявлены условия и сроки проведения мероприятий по приёму экзаменов у лиц, которые имеют право на приобретение статуса адвоката. В соответствии с четырьмя законами, которые были приняты (не уточнил, какими. – «АУ»), соответствующим регламентом и нашим Законом [об адвокатуре].
В декабре 2022 года [была создана] совместная рабочая группа Министерства юстиции и Федеральной палаты адвокатов. В которую вошли: Толчеев Михаил Николаевич, Геннадий Константинович Шаров, Юрий Николаевич Домашин и Михаил Юрьевич Михайлов, президент [адвокатской палаты] Брянской области. Вот эта комиссия совместно с коллегами из Минюста во всех этих новых субъектах провела экзамены лиц, обратившихся за приобретением статуса адвоката. И через некоторое время, один-два дня, теми, кто успешно сдал экзамен, была принесена присяга. Они приобрели статус адвоката. Достаточно быстро всё это было организовано.
Я хочу также по ходу своего выступления сказать большое спасибо Министерству юстиции за логистику и безопасность, которая нам обеспечивалась. Там это очень актуально, надо сказать. Не только безопасность, но и логистика, правда. Добираться по этим местам было очень непросто. Но тем не менее всё получилось, всё сделали.
Соответственно, после принятия экзамена адвокатское сообщество у нас сформировано. Безусловно, с участием представителей Федеральной палаты и Министерства юстиции, [но] мы больше такие, организационные функции выполняли. Адвокатские сообщества каждого из регионов приняли решение об учреждении адвокатской палаты соответствующего региона. Избрали все необходимые, предписанные законом органы адвокатской палаты. И уже вновь избранные советы новых адвокатских палат избрали президентов. Если позволите, я их представлю.
Это президент адвокатской палаты Луганской народной республики – Терещенко Тамара Владимировна (аплодисменты). Президент адвокатской палаты Донецкой народной республики Ерёмин Сергей Алексеевич (аплодисменты). Президент адвокатской палаты Запорожской области Шаповалова Елена Владимировна (аплодисменты). Я вот не знаю, у нас Татьяна Кирилловна приехала или нет? Там очень тяжело… Митрофанова Татьяна Кирилловна – это президент адвокатской палаты Херсонской области (аплодисменты). Как сказал [замминистра юстиции] Максим Михайлович [Бесхмельницын], более чем 400 адвокатами мы с вами приросли.
Вице-президент ФПА Михаил ТолчеевИ вне зависимости от каких-либо политических веяний мы рады нашим коллегам. Это наша работа, это наши коллеги, мы должны их поддерживать.
Безусловно, работа Федеральной палаты не ограничилась избранием и становлением, да. Как обычно, там были утверждены и зарегистрированы уставы, в налоговой были зарегистрированы эти палаты. На сегодняшний момент мы подготовили обращение о содействии и на имя министра юстиции, и на имя руководителя фракции Государственной думы. И дали справку о том, что там у нас происходит и какие проблемы есть. Понятно, что наиболее актуальные проблемы для адвокатуры – это оплата [адвокатам за работу по назначению] по 51-й [статье УПК]. И помещения. Вот это то, в чём коллеги очень нуждались.
Везде по-разному решается этот вопрос. Дело в том, что за вот эти восемь лет, с 2014 года, в ЛНР и ДНР адвокаты не получали вообще оплаты по 51-й. Это была общественная нагрузка. А в Украине – там было это.
Первоначально были проблемы с тем, что суды и следствие [ДНР и ЛНР] по привычке отказывались выносить постановления об оплате труда адвокатов, которые участвуют по 51-й УПК. Но достаточно быстро, с вмешательством Федеральной палаты и Министерства юстиции – лично министр занимался этим вопросом, и мы признательны за это, – практика изменилась. Судьи и следователи уже понимают, что нужно выносить эти постановления об оплате. Вроде как проблем пока нет, но мы до конца пока не можем оценить [ситуацию], поскольку деньги пока не поступают. Может, только первые [месяцы будет]. Потому что шёл процесс регистрации адвокатских образований, их постановки на налоговый учёт, открытия счетов адвокатских образований, куда будут поступать деньги. Но постановления [об оплате работы по назначению] пока выносятся, вроде как проблем с этим не должно быть.
По помещениям, как я уже сказал, в разных этих регионах разные проблемы. Мы стараемся, ведём работу. Даже министр сказал, что поможет нам. Это я коллегам из новых палат [сейчас] говорю, что мы ведём работу – и надежды есть, что мы всё получим.
Кроме того, возник вопрос, собственно, с приёмом экзаменов. Давайте честно говорить: ДНР и ЛНР восемь лет функционировали. И они, в общем-то, являются правопреемниками предыдущих украинских – и отчасти даже советских – адвокатских образований. Но в Херсонской и Запорожской областях – там, конечно, с этим сложнее. Там всё просто с нуля – даже сейчас в Херсонской и логистика, и всё [остальное] сложно. Даже вопрос канцелярии, не говоря уже об оргтехнике, стоял достаточно остро.
И тогда два вопроса слились в один для нас: как принимать им экзамен сейчас? Потому что в соответствии с законом первая часть экзамена – это [компьютерное] тестирование. И стоял вопрос, принять ли какой-то временный порядок, чтобы без тестирования... Или всё-таки, может быть… Помните, у нас старые были флешки? Но со старыми флешками оказалось невозможно: не поддерживается уже эта программа и там устаревшие…
Тогда Совет [ФПА] принял решение. Мы обсуждали это на Совете, и в Ростове-на-Дону с участием президента ростовской палаты, вице-президента ростовской палаты, и других [коллег] – спасибо вам огромное, коллеги. Мы провели совещание рабочее с президентами палат ЛНР и ДНР, где довели позицию Совета [ФПА] о том, что экзамены должны приниматься в общем порядке. То есть через систему КИС АР будет проводиться первоначальное тестирование. Одновременно палата выделила средства и мы приобрели компьютеры для этого, для палат: компьютеры, принтеры, оргтехнику. Адвокатская палата Московской области поучаствовала в этом, адвокатская палата Брянской области помогает. На сегодняшний момент мы всё это передали, включая канцелярию – до скрепок! Для того чтобы палаты могли работать и осуществлять свои функции.
Вот примерно в таком виде у нас сегодня состояние дел. Есть некоторые проблемы – понятно, что проблемы с логистикой. Понимаете, в Херсонской и Запорожской области достаточно тяжело обеспечить адвокатов на всех [нуждающихся]… А иногда следственные действия проходят непосредственно вблизи с линией соприкосновения.
Федеральная палата принимала решение, что адвокатские палаты сопредельных регионов [могут направлять адвокатов], в случае, если палаты этих субъектов не обеспечены, не хватает адвокатов… А, допустим, в Херсонской и Запорожской – там не так много адвокатов.
Вице-президент ФПА Михаил ТолчеевНо, понимаете, вопрос в том, чтобы на своём автомобиле поехать туда, где постоянно обстреливают.
Достаточно сложно адвокатам, которые, например, из Крыма поедут или из Ростовской области. Потому что даже и за имущество опасаются – [ведь] люди под постоянными обстрелами.
Стараемся решать эти вопросы, как-то это всё происходит. ФПА прилагает усилия для разрешения всех этих вопросов.
Михаил Михайлов,
президент АП Брянской области
Вчера, сегодня обсуждается вопрос о новых территориях – это Луганск, Донецк, Херсонская область и Запорожская область. Мы в составе комиссии совместно с Минюстом России были там три недели: принимали экзамены, учредительные собрания проводили, избирали членов совета, квалификационной комиссии, ревизионной комиссии… В общем, организовали там работу. Конечно же, в двух словах не расскажешь, какая там обстановка. Но все эти адвокаты, у которых мы приняли экзамены и у которых ещё примут, – они герои.
Отдельно, конечно, заслуживает внимания то, в каких условиях работают эти палаты. Допустим, луганская палата – там до сих пор в помещении следы есть от снарядов. Помимо того, что там с собственностью вопросы спорные.
Ну, Федеральная палата занимается этим вопросом. Способствует всячески, чтобы эти палаты во всех четырёх регионах каким-то образом обрели помещения. Но наша палата, брянская, на ежегодной отчётно-выборной конференции в феврале приняла решение помочь – в пределах бюджета, финансовых возможностей – этим палатам. Нами закуплено четыре компьютера для четырёх палат. Я их привёз сюда, они такие немаленькие, нелёгкие – и мне понадобится помощь наших коллег из новых регионов, чтобы их им вручить.
Конечно же, наша палата от всей души передаёт всем нашим коллегам в новых регионах наилучшие пожелания. Чтобы там поскорее воцарился мир и спокойствие и чтобы мы туда чаще ездили с какими-нибудь конференциями. Они нам угрожают, что они нас будут постоянно приглашать! Поверьте, коллеги там героический труд осуществляют! Помимо того, что он там не оплачивается… Они там под угрозой всяческих репрессий, гонений – и они всё-таки хотят защищать людей. И сегодня мы передадим вам четыре компьютера.