18.02.2022

«Остаётся лишь продолжать работать»

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
Дмитрий Захватов
Дмитрий Захватов
Адвокат АП Москвы

Адвокат Дмитрий Захватов – об угрозе объявления «иностранным агентом»

Процесс
Агенты своих доверителей

На этой неделе стало известно, за что Минюст внёс адвоката Валерию Ветошкину в реестр СМИ-«иноагентов». Первой причиной стали гонорары от «Мемориала»* за работу для правозащитного проекта «ОВД-Инфо»**. Второй – её комментарии и интервью для СМИ-«иноагентов». Адвокат и правозащитник Дмитрий Захватов в своей колонке для «Улицы» рассуждает о том, что теперь делать российскому юридическому сообществу. Он констатирует, что десятки адвокатов и юристов уже сейчас могут оказаться в реестре по тем же самым причинам. И надеется, что эта угроза даст обратный эффект – и вдохновит коллег работать ещё усерднее.

П ризнав адвоката Валерию Ветошкину «иностранным агентом», государство на самом деле не посылает нам абсолютно никакого сигнала. Этот статус – просто дубина, которую избирательно применяют к людям, доставляющим неудобство различным государственным корпорациям: прежде всего полиции и ФСБ. «Иноагентами» признают тех людей, которым нужно каким-то образом осложнить жизнь.

Формально Ветошкину включили в этот реестр за то, что она сотрудничала с «Мемориалом» и «ОВД-Инфо». Однако с ними работает огромное количество адвокатов и юристов. Часть из них тоже проявляют медийную активность, ведут блоги, дают интервью, – в том числе и я. Но именно Ветошкину признали «иностранным агентом», а меня почему-то нет. Поэтому я думаю, что сейчас такой статус – наказание за сотрудничество с Иваном Павловым*. Наказание за то, что Ветошкина не боится вести резонансные дела, связанные с гостайной, – которые ФСБ возбуждает в отношении невиновных людей. Вот почему государство усложняет жизнь адвокату Ветошкиной. В том числе заставляя её ставить в соцсетях и документах эти дурацкие плашки.

Но понятно, что одним Павловым дело не ограничится. И мы довольно скоро увидим, как в реестр будут включать отличных адвокатов, правозащитников, юристов, не имеющих отношения к Павлову или его команде. Это закономерный процесс, ведь люди, которые управляют нашим государством, не могут обосновать свои поражения в экономической сфере и внешней политике. Они не могут объяснить, почему у нас снижается качество жизни, почему народ нищает, а курс рубля падает.

Адвокат Дмитрий Захватов

Единственный способ остаться у власти – заткнуть любое свободное мнение. Либо максимально усложнить людям возможность это мнение выражать.

Поэтому если вы адвокат-правозащитник, то надо принять угрозу «иноагентства» как данность – и работать дальше. Это не означает, что необходимо проявлять безрассудство. Но уделять слишком много времени размышлениям о том, что государству не нравится ваша профессиональная деятельность, совершенно бесполезно. Я лично просто перестал об этом думать.

Если государство, используя дискриминационное, антиправовое законодательство, попробует навесить на меня ярлык «иноагента», – что ж, я приму это как должное. Я буду обжаловать эти меры, буду обращаться в ЕСПЧ. Если в результате этой истории я буду лишён возможности практиковать, то придумаю, каким образом продолжить правозащитную работу.

Мне кажется, что мы должны больше переживать за судьбу своих доверителей. Мы давали присягу, в конце концов. Поэтому мы в любых условиях обязаны защищать людей, которые попадают в ситуацию, связанную с политическим преследованием. Мы обязаны помогать людям, в отношении которых фабрикуются дела, – в том числе по особо тяжким преступлениям. А если государство будет нас преследовать за такую профессиональную деятельность – что ж, это будет большим минусом для его репутации. И, наверное, определённым плюсом для нашей репутации.

Мы делаем очень тяжелую работу – как интеллектуально, так и эмоционально. И это очень низкооплачиваемая работа. Но мы выбираем её, потому что мы юристы. Мы любим свою профессию и имеем особое правосознание, особое отношение к праву.

Адвокат Дмитрий Захватов

Право – это наша религия. И мы настолько убеждены в необходимости своей работы, что нас вряд ли можно запугать статусом «иноагента».

Несмотря на давление, правозащитная адвокатура жива. Да, Иван Павлов и ещё несколько коллег были вынуждены уехать. Но все остальные остаются, работают и никуда не собираются. Хотя прекрасно отдают себе отчёт в том, что могут быть внесены в этот реестр.

Более того, я надеюсь, что в этой ситуации правозащитных адвокатов станет гораздо больше. Сейчас нас на всю Россию наберётся дай бог 100 человек. Но есть огромное количество юристов без статуса адвоката, которые планируют получить его. И я надеюсь, что у них всё получится – и наша корпорация получит профессиональных и неравнодушных коллег, которыми мы будем гордиться. Которые в случае чего смогут продолжить нашу работу.

По большому счёту, все политические дела основаны на шаблоне. И если вы один раз придумали, каким образом защищать человека от шаблонных действий государства, то вы можете распространять эту схему среди неограниченного числа юристов и адвокатов.

Неважно, скольких из нас внесут в реестр, выдавят за границу или даже посадят в тюрьмы. На наше место придут другие люди, которым мы сможем передать опыт и знания. И они продолжат защищать людей.

Самое смешное в этой ситуации состоит в том, что мы вовсе не стараемся создавать государству проблем. Мы просто транслируем правильные, выверенные юридические позиции.

Адвокат Дмитрий Захватов

Мы пытаемся помочь государству свернуть с неправильных, антиправовых, антигуманных рельс, по которым наше государство сейчас движется в пропасть. Но власти это почему-то не нравится.

Уберечь себя невозможно, поэтому нужно быть готовым к любому произволу. Ведь маховик репрессий – в том числе связанных с навешиванием ярлыков – будучи однажды запущенным, никогда не тормозит. Он продолжает ускоряться, а потом однажды ломается. В истории нашей страны мы неоднократно это наблюдали.

Когда-нибудь и эта система выйдет из равновесия, разбалансируется, сломается – и тогда начнутся изменения. Кто бы ни пришёл тогда к власти, он будет строить свою легитимацию на отрицании предыдущего курса. Так что улучшения в любом случае будут иметь место. Осталось дождаться их – а для этого нужно продолжать работать.

* Правозащитный центр «Мемориал» внесён в реестр «иностранных агентов»; Мосгорсуд принял решение о ликвидации центра.

** Правозащитный проект «ОВД-Инфо» внесён в реестр «иностранных агентов».

*** Иван Павлов внесён в реестр СМИ-«иноагентов».

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.