07.04.2020

«Нам нужна реальная, а не декларативная помощь»

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
Евгений Журавлев
Евгений Журавлев
Адвокат АП Белгородской области

Какие меры поддержки могли бы улучшить положение адвокатов во время пандемии

Процесс
Защита в условиях пандемии

Правительство не стало отдельно упоминать адвокатов в своём постановлении о налоговых льготах для малого и среднего бизнеса. Защитники подпадают под некоторые пункты этого положения – но это явно меньше, чем просили ФПА и Минюст. По просьбе «Улицы» автор пособия по налогообложению адвокатских кабинетов Евгений Журавлёв изучил все прозвучавшие предложения по льготам, а потом и финальное решение правительства. Эксперт пришёл к выводу, что для адвокатов эти меры практически бесполезны – и предложил свои варианты поддержки «кабинетчиков» и других членов корпорации.

В сложный период ограничений, установленных властями из-за COVID-19, особую актуальность для нашей корпорации имеет вопрос о судьбе коллег, работающих в форме адвокатских кабинетов. Они, как известно, составляют довольно внушительную часть российской адвокатуры. Логично, что учредители адвокатских кабинетов первыми публично попросили поддержки – и обратились к ФПА с просьбой добиться распространения правительственных налоговых льгот и на защитников. Это коллективное письмо наглядно демонстрирует, что корпорация оказалась не готова к предстоящим тяготам и лишениям, выпавшим на долю их рядовых членов.

Обращение коллег-«кабинетчиков» мне в целом очень близко по духу. Но они просят «как минимум» распространить на нас льготы, положенные малому и среднему бизнесу, и «осторожничают» в части своих выводов относительно того, как конкретно это поможет адвокату, учредившему адвокатский кабинет. На мой взгляд, эти меры явно недостаточны – они помогут «кабинетчику» только на начальном этапе введения режима повышенной готовности. Очевидно, что пандемия нескоро закончится – поэтому и меры поддержки должны быть разработаны, что называется, «вдолгую».

На следующий день после письма адвокатов ФПА опубликовала своё заявление на эту тему – и оно тоже достойно внимания и подробного анализа.

Напомним, что ФПА просит от правительства мер поддержки, «аналогичных принятым в отношении малого бизнеса»:

  • в период ограничительных мер оплачивать работу адвокатов по назначению согласно тарифу выходного дня;
  • предоставить отсрочку до 31 декабря 2020 года по уплате НДФЛ за 2019 год, а также отсрочку до конца 2020 года по уплате ежеквартальных сумм НДФЛ за 2020 год;
  • ввести полный или частичный мораторий до декабря 2021 года на уплату адвокатами фиксированных взносов в фонды медицинского и пенсионного страхования;
  • разработать новый механизм обязательного социального страхования адвокатов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Если разобраться, то в нём речь идет лишь о том, что правительству необходимо внести защитников в ту категорию, которая получит налоговые льготы. Фактически ФПА говорит о том же, чего просят коллеги-«кабинетчики». Но я не нашёл в документе палаты никаких предложений, учитывающих специфику нашей деятельности.

Адвокат Евгений Журавлёв

А ведь наши отличия от малого бизнеса очень существенны. Мы не реализуем товары, а оказываем юридическую помощь, не получая от этого прибыли. И если предприниматель может придержать продажу товаров и начать реализовывать их после ограничительных мер, то к нам доверители могут уже и не вернуться.

Мы не можем прекратить оказание гражданам юридической помощи в дни эпидемии и карантинных ограничений. Но в некоторых регионах, где в населённом пункте нас от одного до двадцати специалистов, к нам просто перестанут обращаться доверители. И тут нам просто необходима будет какая-то дополнительная «подушка безопасности» от государства.

Единственная попытка ФПА предложить конкретную «адвокатскую» льготу – упоминание о необходимости отсрочки по уплате НДФЛ. На что правительство уже вряд ли пойдёт, ведь такой меры нет в позиции Минюста, опубликованной 2 апреля.

2 апреля Минюст предложил распространить на адвокатов меры поддержки, «разрабатываемые правительством в отношении малого и среднего бизнеса». В заявлении министерства говорится про:

  • «рассмотрение» вопроса о продлении на 6 месяцев сроков уплаты налогов и авансовых платежей по налогам (за исключением НДС), «включая сроки уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами»;
  • продление на шесть месяцев для микропредприятий сроков уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • «предложение проработать» возможность снижения до 15% совокупного размера тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, «в отношении части выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающих МРОТ».

Как выяснилось позже, в тот же день, 2 апреля, правительство уже подписало постановление «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики». Отдельного упоминания адвокатов в нём вообще нет: документ в основном касается бизнеса, занятого в пострадавших от коронавируса отраслях – в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства («Улица» пересказывала содержание этого документа). К нашей корпорации там относится разве что отсрочка для «кабинетчиков» по предоставлению декларации по НДФЛ. Вот только на сегодняшний день практически все адвокаты-«кабинетчики» её уже подали.

Неизвестно, будет ли в дальнейшем принято отдельное постановление по проблемам адвокатов – но давайте поразмышляем, каким оно могло бы быть. Внимательно изучив все меры поддержки, предложенные правительством малому и среднему бизнесу, я пришёл к неутешительному выводу. Даже если их и распространят на защитников, то это не особо повлияет на благосостояние адвокатов, учредивших кабинеты.

Например, это никак не решает проблему аренды помещения для адвокатского кабинета или другого образования. А это, на мой взгляд, чуть ли не самый животрепещущий вопрос сейчас. Что делать, если арендодатель наотрез откажется снизить арендную плату? Это обстоятельство может толкнуть «кабинетчиков» к приостановлению и даже прекращению статуса адвоката – ведь не каждый сейчас имеет возможность принимать доверителей у себя дома.

Адвокат Евгений Журавлёв

Отмечу здесь же, что ФПА могла бы и разрешить в период пандемии приём доверителей дома у адвоката – без приведения его в «состояние офиса», как велят региональные стандарты. Это помогло бы адвокатам сэкономить значительные средства в тяжелые времена.

Но что, если меры, предложенные Советом ФПА, будут в будущем приняты правительством? К сожалению, и это не сильно нам поможет. Например уплата 13% подоходного налога при доходах адвоката-«кабинетчика» в сумме 300 тысяч рублей (без учёта расходов) составит 39 тысяч рублей. Несложно подсчитать, что этой суммы от силы хватит лишь на месяц. Притом эта сумма рассчитана мной из расчёта того, что никаких потрясений в стране нет. В период пандемии эту сумму денежных средств можно смело поделить на пять из-за падения доходов.

Авансовые ежеквартальные налоговые платежи по НДФЛ составят 3-7 тысяч рублей, что ненадолго выручит адвокатов, тем более что их сумма тоже значительно уменьшится. Я ориентируюсь по своим доходам, но думаю, что лишь у немногих коллег ситуация обстоит по-другому.

Маловероятно, что инициатива ФПА о моратории на уплату взносов по ОПС и ОМС будет услышана в правительстве. Но лишь этот шаг поможет адвокату почувствовать лишнюю копейку в кармане. Да и то ненадолго – на 1-2 месяца.

Меры, предложенные Минюстом РФ, к сожалению, никак не помогут адвокатам, учредившим кабинет. Отсрочка от уплаты налога слишком коротка, и уплатить его адвокату придётся в этом же году. А снижение страховых взносов до 15% – капля в море. Она поможет адвокату, как я уже указывал выше, совсем не надолго – в виду практически нулевого дохода адвоката в период ограничительных мер. Может быть, у некоторых коллег уровень дохода и не упадёт, но полагаю, что многомесячное отсутствие дохода коснётся большинства из нас. При этом Минюст говорит о снижении взносов на уплату наёмным работникам. Это больше поможет нотариусам, у которых есть такие подчинённые, а не «кабинетчикам», которые, как правило, работают в одиночку.

Что ещё в списке? Предложение ФПА о том, что региональные палаты могут сделать послабления по взносам. Но оно откровенно запоздало. Некоторые палаты (Удмурдская, Калужская) такие меры уже приняли самостоятельно. Тем более что ФПА даже не говорит о полном освобождении адвокатов от оплаты взносов или о моратории на них хотя бы до конца года.

Адвокат Евгений Журавлёв

Как мы видим, все предложенные на данный момент Минюстом и ФПА меры поддержки не в состоянии значительно помочь защитникам. Нам нужна реальная, а не декларативная помощь.

Одной из таких льгот я вижу полное освобождение от уплаты налогов на доходы, полученные адвокатом в период режима самоизоляции либо до конца этого года. Кроме того, необходимо полное освобождение адвоката от уплаты взносов на ОПС и ОМС до конца года.

Необходимо также добиться на период пандемии ежемесячной компенсационной выплаты адвокатам из средств федерального бюджета в размере МРОТ (10-12 тысяч рублей) без обложения данных сумм налогом. Деньги небольшие, но они позволят нам планировать расходы на период пандемии – и в случае полного отсутствия дохода не приходить в отчаяние, а твёрдо надеяться на получение хотя бы такой суммы. Получение данной выплаты действующим адвокатам может быть организовано через адвокатские палаты субъектов. Согласно статистике ФПА, адвокатов, учредивших кабинеты, насчитывается 22 688 человек. Выплата всем «кабинетчикам» за месяц простоя составит всего 226,8 миллиона рублей. Несложно посчитать, сколько это составит за 2-3-4 месяца простоя. В масштабах страны это не так много, но для адвокатов это будет реальной помощью.

Если адвокат-«кабинетчик» оказывает юридическую помощь в жилом помещении, то весомой мерой поддержки может стать освобождение его на период пандемии от оплаты коммунальных услуг за него (если помещение находится в собственности у него или у членов семьи).

Этот перечень мер способен удержать «на плаву» многих моих коллег-кабинетчиков, спасти их от прекращения (приостановления) статуса адвоката – и дать им возможность продолжить выполнять свою конституционную обязанность по оказанию юридической помощи. Увы, если все «кабинетчики» разорятся и приостановят свои статусы в ближайшее время, то правосудие в стране уже не будет прежним: начнётся вынесение массового количества незаконных решений и приговоров по делам, имеющимся уже сейчас в производстве судов. И как следствие это отразится на количестве допущенных нарушений прав граждан, ведь восполнить «живой силой» образовавшуюся брешь в кратчайшие сроки вряд ли получится.

Но пока что адвокатам, учредившим адвокатский кабинет, придётся, на мой взгляд, надеяться только на себя и свои семьи. Президент страны уже объявил, что нерабочая неделя продлится до конца апреля 2020 года. Не исключено, что «нерабочие недели» будут продлеваться ещё неоднократно, в зависимости от угрозы распространения пандемии коронавируса. Отток доверителей я ощутил уже в начале марта этого года. Сейчас вся моя деятельность по гражданским делам уже переведена на удалённую работу – и коллегам я советую поступить так же. По гражданским делам это будет практически полноценная замена, так как запрета на заключение соглашения посредством обмена сообщениями и корреспонденцией нет. А что делать по уголовным делам, не очень понятно: следственные действия по многим делам откладываются, суды также переносят заседания. Вряд ли правоохранительные и судебные органы можно в этом упрекнуть – безопасность сейчас важнее. Но мы можем требовать реального соблюдения закона при работе с неотложными делами: добиваться беспрепятственного прохода в СИЗО к подзащитному даже в условиях карантина – и, конечно, начать вновь говорить о введении уголовной ответственности за воспрепятствование адвокатской деятельности.

Но приходится признать, что самая надёжная мера поддержки в заданных условиях – дело рук «самих утопающих». Адвокаты должны продолжать оказывать юридическую помощь, привыкая к новым реалиям.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.