12.04.2020

«Нам никто никогда не гарантировал занятости»

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
Юрий Пилипенко
Юрий Пилипенко
Президент ФПА

Глава ФПА – о переживаниях адвокатов и о поддержке от палат и государства

Процесс
Защита в условиях пандемии

Карантинные меры, объявленные по всей стране, ударили и по адвокатуре. ФПА и минюст заявили о необходимости распространить на адвокатов меры поддержки, предусмотренные для малого и среднего бизнеса. Кажется, что эта просьба повисла в воздухе – но глава корпорации Юрий Пилипенко, выступая сегодня на онлайн-ПМЮФ, заверил, что ФПА «ожидает позитивной реакции правительства по этому вопросу буквально на следующей неделе». Вместе с тем он заявил, что адвокатуре в силу её независимости «никто никогда не гарантировал занятости». «Улица» приводит расшифровку доклада президента ФПА.

У меня такое ощущение, что пандемия, которая надвигалась на нас уже давно, застала нас всех немножко врасплох. Такое ощущение, что мы все оказались внезапно в центре ночного землетрясения, когда совершенно очевидные и незыблемые вещи уходят из-под ног – бытие исчезает. И это, естественно, влияет на наше психоэмоциональное состояние. А психоэмоциональное состояние наше сказывается и на оценках происходящего – и самое главное, на оценках тех перспектив, которые будут нас ожидать после завершения пандемии. А пандемия несомненно завершится. С нами или нет, но она завершится – будем надеяться, что вместе с нами.

Хотел высказать несколько соображений [о том], что переживают, на мой взгляд, российские адвокаты.

Ну, прежде всего, они переживают относительно резкого падения объёма работы – и, как следствие, резкого падения гонораров. Некоторые коллеги считают, что это делает невозможным исполнение членских, страховых, налоговых и прочих финансовых обязательств. Многие наши коллеги беспокоятся о своём здоровье. И право на здоровье – такая же конституционная ценность, как и право на получение квалифицированной юридической помощи.

Самая главная тревога связана, на мой взгляд, с отсутствием ясного горизонта развития событий – как в профессиональном, так и в личностном плане. Я хотел бы сказать, что мы как адвокаты часто сталкиваемся с противодействием в рамках закона государству. И должны понимать, что и сейчас в условиях пандемии власть – которая состоит из людей, которые тоже могут ошибаться, которым тоже может быть страшно – иногда совершает ошибки. И мы должны к этому относиться снисходительно и с пониманием, но всегда напоминать о верховенстве права.

Я, кстати, хотел бы сделать ещё одну очень важную оговорку и напомнить суть нашей профессии.

Президент ФПА Юрий Пилипенко

Ведь очевидно, что отличительными чертами, принципиальными чертами нашей профессии является её независимость и саморегулирование. И, наверное, очевидно, что нам никто никогда не гарантировал занятости – тем более стопроцентной занятости. К большому сожалению, пандемия об этом нам напомнила.

Я должен сказать, что российские адвокаты знают, что последние 5-7 лет значительно сокращается количество уголовных дел – для этого есть свои причины, не будем на них сегодня останавливаться. Но это правда. Отчасти это количественное падание дел компенсировано почти троекратным увеличением оплаты субсидируемой защиты по назначению. И справедливости ради надо сказать, что российская адвокатская корпорация за последние 15 лет значительно увеличилась – она увеличилась примерно на 30%. Но, опять-таки, надо заметить, что последние два года этот рост сократился.

Что происходит, что мы делаем, что мы ожидаем в результате пандемии?

Президент ФПА Юрий Пилипенко

Прежде всего я хотел бы сказать, что в пятницу я проводил мониторинг занятости российских адвокатов – и могу с большой уверенностью сказать, что объём следственной работы, объём предварительного расследования по состоянию на пятницу фактически сравнялся с тем объёмом, который был в докризисный период.

Об этом мне сообщили те коллеги, где существует электронное распределение дел, и у них есть совершенно очевидная по этому поводу статистика.

Больше того, стоит иметь в виду, что российские суды продолжают работать. Да, объём этой работы очень невелик – он составляет, наверное, 10-15% от докризисного объема, но суды продолжают работать.

Третье немаловажное обстоятельство – в этот период возникла на рынке потребность в новых юридических услугах, в новой юридической помощи, обусловленной «пандемическим» законодательством – это льготы, это компенсации, это освобождение от налогов и т.д. и т.п.

Нас всех, по всей видимости, ожидает рецессия. Она, возможно, будет глубокой, она, возможно, будет длительной. Но при этом можно с уверенностью сказать, что многие процессы периода этой рецессии будут иметь юридическое, правовое измерение – я глубоко уверен в том, что юристы и их услуги понадобятся даже в этот непростой период.

Президент ФПА Юрий Пилипенко

ФПА, понимая достаточно непростое финансовое положение и ту ситуацию, в которую попали российские адвокаты, обратилась к российскому государству с просьбой о распространении на адвокатов тех мер поддержки, которые предусмотрены для малого и среднего бизнеса. Министерство юстиции нас поддержало. Мы ожидаем также позитивной реакции правительства по этому вопросу буквально на следующей неделе.

Что касается финансовых возможностей наших коллег, в частности, по членским взносам и их оплате, то могу сообщить следующее. Некоторые региональные палаты приняли решение о временном понижении размеров членских взносов наших коллег. Многие палаты (может, большинство палат), насколько я знаю, готовы отнестись с понимаем и предоставить отсрочку по выплате членских взносов – и в индивидуальном порядке адвокатов, попавших в тяжелое материальное положение, от этого освободить. Но справедливости ради надо заметить, что не все палаты в силу своей малочисленности могут себе это позволить. И здесь важно отметить, что такого рода решения региональные палаты российской адвокатуры принимают самостоятельно.

Я уже говорил о том, что адвокаты, как и все граждане, имеют право на защиту здоровья. И многие наши коллеги – особенно те, кто входит в группу риска в силу возраста, в силу наличия хронических болезней, в силу того, что они проживают с престарелыми родителями – реально самоизолировались и не занимаются последние две-три недели адвокатской практикой.

Президент ФПА Юрий Пилипенко

Но при этом я могу с гордостью отметить, что в ФПА отсутствуют сведения о том, что из-за адвокатов были сорваны неотложные следственные действия либо судебные процессы.

Нам, наверное, следует иметь в виду, что по результатам пандемии в социальной жизни всего мира возможны изменения. Возможно преобладание социалистических, этатических начал в регулировании общественных отношений. Возможна национализация и другие похожие процессы. Но при этом я лично отдаю себе отчёт в том, что это все равно потребует адвокатской помощи, адвокатской работы, адвокатских услуг.

Отвечая на вопрос «Пандемия и адвокатура – кто кого?», я хотел бы предложить свой вариант ответа. И я думаю, многие с ним согласятся. В истории человечества это не первая и, наверное, не последняя пандемия. И человечество обязательно её победит. Мы, адвокаты, часть человечества. Мы, адвокаты, обязательно по результатам неприятных, настораживающих и иногда устрашающих событий окажемся среди победителей.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.