18.03.2022

«Наказали весь российский народ»

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
Надежда Ермолаева
Надежда Ермолаева
Адвокат АП Москвы

Надежда Ермолаева – о последствиях исключения России из Совета Европы

Процесс
«Специальная военная операция»

На этой неделе Россия запустила процесс выхода из Совета Европы – а затем организация сама исключила нашу страну. Итог один, но разница существенна, указывает адвокат Надежда Ермолаева. Она считает, что решение СЕ было демонстративным жестом в духе «культуры отмены», а его последствия ударят по тем россиянам, «для которых ценность гарантий прав человека особенно важна».

Прежде чем рассуждать о последствиях того, что произошло в эти дни между Россией и Европой, я хотела бы сказать несколько слов и о том, как это произошло.

25 февраля 2022 года – на следующий день после начала того, что необходимо прикрывать эвфемизмом «специальная военная операция», – Комитет Министров Совета Европы приостановил право представительства России в СЕ. Уже 10 марта Комитет принял решение о консультации с Парламентской Ассамблеей Совета Европы о механизме исключения России из состава организации. А 14–15 марта 2022 года этот вопрос обсудили на сессии ПАСЕ.

Я советую читателям ознакомиться с выступлением Генерального секретаря ПАСЕ Марии Пейчинович-Бурич. Лично меня особенно зацепил вот какой момент: «Там, где европейские стандарты защиты прав человека находятся не на первом плане, там, где политики имеют приоритет по отношению к людям, поселяется несправедливость, иногда с действительно ужасными последствиями. Мы видим это сегодня в виде агрессии в отношении Украины и её граждан. Но мы также видим это и в самой Российской Федерации. Государство, где оппозиционные политики несправедливо осуждены. Где независимые журналисты подвергаются запугиваниям с целью принудить их замолчать. Где… [«Улица» вынуждена убрать часть цитаты из-за угрозы попасть под действие новых « законов о цензуре»] подавляется силой и сопровождается массовыми арестами. Однако это страна, чьи страдания несопоставимы со страданиями Украины. И тем не менее это страна, в которой у граждан отбирают их базовые права».

Генеральный секретарь ПАСЕ Мария Пейчинович-Бурич

И если неизбежным итогом сложившейся ситуации станет то, что Россия покинет Совет Европы, это станет трагедией с любой точки зрения. Трагедия для российских граждан, которые более не будут защищены Европейским судом по правам человека и более не будут частью панъевропейской семьи. Это погрузит страну во мрак. Уроком из всего этого будет то, что если наши стандарты ломаются, люди страдают.

После такой пламенной речи депутаты практически единогласно и с овациями приняли решение о рекомендации Комитету Министров исключить Россию из Совета Европы. И тот единодушно последовал этой рекомендации 16 марта.

Когда я читала речь Генерального секретаря Совета Европы и другие выступления в ПАСЕ… Нет, из моих глаз не катились слезы и на душе не скребли кошки. Когда я читала эту речь, мне хотелось выть, потому что душу на части рвали саблезубые тигры.

Речь госпожи Бурич и овации ПАСЕ в связи с «уроком», который панъевропейская семья преподала и так страдающему народу России, неизбежно приводят к мысли о коллективной ответственности всех наших сограждан за развязывание… то есть начало «специальной военной операции». Исключение России из Совета Европы по инициативе самой организации было актом в духе «культуры отмены». По крайней мере я вижу именно такой мотив в речи Бурич. Но «культура отмены» как тренд в медиа и блогосфере, по моему глубокому убеждению, не может быть движущей силой в принятии решений, имеющих очень далеко идущие последствия. И даже нет нужды повторять лишний раз, что таковыми будет значительное ухудшение жизни 146 миллионов человек. Которые лишатся не просто международной судебной инстанции, а целого пласта культуры.

Да, власти России сами анонсировали намерение покинуть Совет Европы. Но выход из СЕ по инициативе России значительно отличался бы по последствиям для россиян. По крайней мере у нас был бы определённый буферный период в шесть месяцев. За это время решились бы все технические вопросы по Конвенции и Суду – и не потребовалось бы вчерашнего экстренного приостановления рассмотрения всех дел против России. Ну а само членство в СЕ прекратилось бы только с 1 января 2023 года, то есть не упало бы на нас как снег на голову в день принятия резолюции. Нельзя не добавить, что власти России за это время могли бы и отозвать своё намерение об уходе.

Адвокат Надежда Ермолаева

Сейчас же и КМ, и ПАСЕ вполне в духе «политики отмены» наказали весь российский народ – причём достаточно жестоко и остро – за действия тех, от кого мы и так страдаем сами.

И ещё немаловажный момент. Выход из Конвенции больше всего ударит как раз по тем людям, для которых ценность гарантий прав человека особенно важна. В свете вчерашней речи верховного главнокомандующего сейчас стоит ожидать преследований именно этой категории людей – которые теперь останутся вообще без защиты и каких-либо гарантий.

Совет Европы – это не только Европейский суд по правам человека. Не только Конвенция, которая предоставляет минимальный набор прав человека, гарантированных в демократическом обществе. Это ещё и ряд профильных Конвенций и Комитетов, которые призваны вырабатывать целостную европейскую политику по целому ряду направлений: от совместной борьбы с терроризмом, проявлениями расизма и дискриминации до защиты общих культурных ценностей. На уровне Совета Европы такая политика определяется на основании европейского культурного кода. И как бы ни хотелось многим это отрицать, современный мир европоцентричен. Совсем не в том смысле, что Европа является центром мира. Просто именно европейские ценности – справедливый и состязательный суд, недопустимость пыток и бесчеловечного отношения, неприкосновенность частной жизни, свобода слова, собраний и вероисповедания – стали универсальными для большей части мирового сообщества.

Адвокат Надежда Ермолаева

Кто бы что ни говорил, но и для России они намного ближе, чем восточная система ценностей – к примеру, китайская. Поэтому исключение нашей страны из европейской системы ценностей неизбежно повлечёт определённый культурный слом.

А ещё нельзя забывать, что Совет Европы патронировал множество образовательных проектов, в том числе и в сфере права. Ежегодно ЕСПЧ проводил игровые суды, где студенты получали не только возможность аргументированно отстоять свою позицию, но и общались со сверстниками из других стран, обменивались опытом и обогащали свой личный культурный багаж. К слову, команды ведущих российских вузов с честью проходили в финальные части таких юридических соревнований, были неоднократными триумфаторами турниров.

В образовательной сфере Совет Европы разрабатывал общую политику в признании квалификаций и эквивалентности дипломов. Что давало студентам разных стран возможность продолжать образование за рубежом с признанием уже полученной ими квалификации. Останутся ли эти возможности с исключением России из СЕ – большой вопрос.

Но самое значимое негативное последствие исключения, на мой взгляд, в том, что оно окончательно развяжет руки многим и многим сильным мира сего. Если раньше в российских судах упоминание ЕСПЧ и международных стандартов по защите прав человека вызывало у судей и прокуроров снисходительную улыбку – теперь оно будет вызывать ярость. Утверждения ряда политических деятелей, что «мы и без ЕСПЧ прекрасно будем оберегать права человека», вряд ли внушают оптимизм. Все мы видели, как на доводы о неполноценной доследственной проверке по заявлениям о пытках задержанных (порой даже с медицинскими доказательствами) суд отвечает сухим канцеляритом: «Проверка проведена уполномоченным лицом, процессуальные сроки соблюдены».

Многие сейчас успокаивают себя, мол, как-то же выживал российский народ до 1998 года без ЕСПЧ. Хочется спросить – и что, хорошо выживал? А ещё нужно учесть, что в 1998 году в стране был совсем другой Конституционный Суд. А судьи, прокуроры и следователи были в общей массе выходцами из советской школы и советской судебной и следственной систем. Которые хоть и не без изъяна – но на голову выше нынешних.

И ещё. Будучи частью Совета Европы, Россия провела ряд существенных реформ. К 2002 году были приняты новое процессуальное законодательство и новый Закон об адвокатуре. Именно благодаря работе ЕСПЧ российское законодательство менялось к лучшему, в нём появлялись новые правовые механизмы. А как только перед российским обществом замаячила перспектива выхода из Совета Европы, сразу стали раздаваться голоса за возвращение смертной казни, за расширение полномочий Минюста в сфере адвокатуры (что грозит лишить её остатков независимости). Я уж не говорю о голосах, оправдывающих различные формы дискриминации – по мотивам политических или религиозных убеждений, сексуальной ориентации, да просто принадлежности к полу. И теперь эти маргинальные прежде голоса станут звучать отчётливее и сильнее. Настолько, что будут готовы перейти к действиям.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.