29.06.2021

«Чёрт побери, я не занимаюсь политикой»

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
Роман Бевзенко
Роман Бевзенко
Партнёр «Пепеляев Групп»

Юрист Роман Бевзенко отстаивает право на экспертное мнение

Процесс
Юристы – о цензуре и самоцензуре

На прошлой неделе состоялось третье мероприятие «Улицы» и «Закона.ру» на тему цензуры и самоцензуры юристов. Дискуссия прошла в онлайн-формате – через войсчат «АУ». Партнёр «Пепеляев Групп» Роман Бевзенко рассказал о тенденциях, которые волнуют его больше всего. Юрист посетовал, что власть называет несогласных «врагами», а коллеги воспринимают любое откровенное высказывание не иначе как «занятие политикой». «Улица» приводит выступление Бевзенко – с незначительными сокращениями и стилистической редактурой, необходимыми при публикации живой устной речи.

«Не согласен – значит, ты враг»

Мне кажется, что есть несколько глобальных проблем, связанных с темой цензуры и самоцензуры. Проблема первая заключается в том, что за последние 10 лет мы получили в нашем обществе вот какую идею в качестве базовой предпосылки: если кто-то не согласен с решениями и политикой действующей политической власти, то он враг.

Я, наверное, понимаю, откуда это происходит. Это происходит из знаменитой цитаты президента Путина: «Кто против нас, тот против России». И дальше высказывание о тех, кто не согласен – мол, «они шакалят у иностранных посольств».

Такое яркое противопоставление критики текущего политического режима и любви к Родине – мне кажется, что это фундаментальная неправильность. Но, по всей видимости, в глазах тех, кто поддерживает происходящее, несогласные автоматически превращаются во врагов. А раз ты враг, тебя надо уничтожать. Слава богу, что пока уничтожение происходит на уровне уголовного преследования. Этот тренд был задан лет 10 назад, и он сейчас ускоряется, ускоряется, ускоряется… Не знаю, приведёт оно или не приведёт к расстрелам, к внесудебным расправам.

По моим ощущениям, довольно большая часть юридического сообщества всерьёз воспринимает позицию несогласия с текущим политическим курсом как вражескую. И это очень грустно. Судя по моей ленте в Фейсбуке – а она довольно большая, почти 20 тысяч человек, – самые агрессивные сторонники нынешнего курса и нынешнего режима – это арбитражные управляющие и адвокаты.

Я долго думал, почему так вышло, и нашёл для себя ответ. Надо признать, что среди адвокатов много бывших сотрудников внутренних органов. Видимо, они, будучи ярыми этатистами, поддерживают всё то, что делается руководством страны.

«Бывшие» в адвокатуре
«Улица» разбирается в том, как «чистые» адвокаты относятся к коллегам – выходцам из правоохранительных органов

А среди арбитражных управляющих, насколько я знаю, довольно много бывших военных. Лет 10-15 назад, во время массового сокращения в рядах вооруженных сил, была программа переквалификации офицеров в арбитражных управляющих. Эти люди тоже, видимо, склонны к этатистскому настрою – и поэтому демонстрируют повышенную, я бы даже сказал, агрессивную, лояльность нынешнему режиму.

Не политика, а мнение

Вторую проблему я остро чувствую при общении в соцсетях. Подавляющее большинство коллег почему-то не разделяют политическую активность и простое высказывание собственного мнения. Когда я пишу тексты или публично говорю о том, что происходит в нашей стране, мне очень часто задают вопрос: «Рома, а зачем ты занимаешься политикой?». Чёрт побери, я не занимаюсь политикой.

Юрист Роман Бевзенко

Я, смею надеяться, неплохо образованный юрист, который разбирается в вопросах построения судебной системы. Я довольно часто – как многие мои друзья и единомышленники – откровенно и резко высказываюсь по текущим политическим вопросам. Но я не занимаюсь политикой – потому что не баллотируюсь на выборные должности и не участвую в политической борьбе.

Стигматизация любого, кто дерзнёт высказаться против текущего курса власти, обязательно включает в себя обвинительный элемент: «Ты занимаешься политикой». Да нет же! Право на высказывание экспертного мнения в XXI веке настолько несомненно, что отрицать его – это отрицать достижения человечества за последние 200-300 лет.

При этом надо уточнить: я считаю, что заниматься политикой можно и нужно. Я искренне восхищаюсь коллегами, которые являются муниципальными депутатами и много делают в плане политической активности. Я сам несколько раз получал предложение заняться политической деятельностью. Почему я отказывался? Я всё-таки себя чувствую более сильным в качестве эксперта. И для себя, для своего собственного развития, предпочитаю оставаться на этой позиции.

Политическая борьба что предполагает? Что я перестаю заниматься юридической практикой и начинаю, допустим, бороться за пост муниципального депутата. И раздаю оценки происходящему уже чтобы привлечь избирателей.

Я повторю эту важную мысль: политика подразумевает участие в политической борьбе. А когда человек, разбирающийся в праве, негативно оценивает то, что написали в Конституции и за что на пеньках потом проголосовали – потому что здесь нарушаются принципы разделения властей и сменяемости власти… Это не политический спич, а экспертная оценка.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.