04.03.2020

«Адвокаты просто не имели права молчать»

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
Андрей Рахмилович
Андрей Рахмилович
Адвокат АП Москвы

Почему дело «Сети» всколыхнуло адвокатскую корпорацию

25 февраля юристы опубликовали открытое письмо к следственным органам с призывом раскрыть процессуальную информацию по «делу "Сети"». Текст этого обращения подготовил адвокат бюро «Падва и партнёры» Андрей Рахмилович. По просьбе «Улицы» он поделился своим взглядом на то, насколько вообще уместны для адвокатуры подобные гражданские выступления.

Н едавно московские адвокаты, и я в их числе, написали открытое письмо по так называемому «делу "Сети"». В нём мы призвали следственные власти тщательно проверить все сообщения о пытках и фальсификациях доказательств, возможно, имевших место при расследовании этого дела, и довести результаты проверки до сведения широкой публики.

Думаю, что многие, в том числе и внутри адвокатской корпорации, задаются вопросом: не выходим ли мы, публикуя такое письмо, за рамки своей профессиональной деятельности? Не превращаемся ли из адвокатов в общественных деятелей – правозащитников?

Уверен, что и мы, авторы обращения, и коллеги, подписавшие его позднее, поступили единственно возможным образом. Адвокат – это не кто иной, как профессиональный правозащитник: сама наша профессия состоит в защите прав. Да, разница есть. Например, адвокат защищает только того, кто обращается к нему за помощью, а правозащитник зачастую не ждёт такого обращения. И хотя любое сравнение хромает, но как на корабле невозможно противопоставить вперёдсмотрящего рулевому, так и невозможно противопоставить правозащитника адвокату. Вперёдсмотрящий видит всё, что впереди, рулевой ведёт корабль вперёд.

Адвокат Андрей Рахмилович

Правозащитники постоянно и чутко реагируют на нарушение прав граждан, привлекают к этому внимание общества. Адвокаты защищают нарушенные права в рамках своей профессиональной деятельности. Значит ли это, что адвокат не может быть правозащитником? Конечно, нет.

Адвокаты не являются частью судебной системы и государственного аппарата – мы не принимаем решений и не несём формальной ответственности за действия судов и других госорганов. Но есть то, что от нас зависит: соблюдение законов, уважение прав и интересов граждан. Существование правового государства невозможно без упорной, активной, решительной и, при определённых обстоятельствах, бесстрашной работы адвокатов. Уж на что было неправовым государство и бесправным общество в середине прошлого столетия, но и тогда адвокаты пытались обеспечить хоть какую-то защиту прав и интересов своих сограждан. И в то время для лучших представителей профессии сравнение с правозащитниками было комплиментом.

Мы отвечаем за то, на что можем повлиять. Что хоть в какой-то степени находится в пределах наших возможностей. Статус адвоката не только позволяет бороться за права граждан, но и обязывает делать это. Надеюсь, все помнят известную максиму: самые страшные преступления совершаются только при равнодушии и безразличии тех, кого они непосредственно не касаются. И виновен не только тот, кто совершает преступление, но и тот, кто отворачивается, чтобы его не видеть.

Адвокат Андрей Рахмилович

Адвокаты больше других влияют на правовую ситуацию в государстве, следовательно, несут за неё и большую ответственность, чем остальные граждане.

Несомненно, адвокат не может рассуждать о подробностях и деталях дела, которого сам не знает досконально. Именно потому, что он профессионал, к нему предъявляются особые требования по точности формулировок и обоснованности высказываний. Адвокат не может позволить себе эмоции, не подкреплённые полным знанием фактов. Где неспециалист говорит под влиянием чувств, там адвокат должен основываться на знании и хладнокровно анализировать ситуацию. Впрочем, знания часто не приглушают, а, наоборот, возбуждают эмоции.

В своём открытом письме мы не касались материалов «дела "Сети"», потому что не изучали его и не можем судить о нём профессионально. Но мы напомнили о предусмотренной законом обязанности следственных органов досконально и беспристрастно проверить все без исключения сведения о случаях пыток и фальсификации доказательств по этому делу. И хотя публикация результатов подобных проверок не предусмотрена законом, она не противоречит ему – данные, составляющие государственную тайну, могут остаться в секрете.

Адвокат Андрей Рахмилович

Обнародование материалов проверки – политическая необходимость. Общественность должна быть уверена в обоснованности и объективности её результатов.

Требуя обнародования, мы, адвокаты, выступили как правозащитники. И в этом нет никакого противоречия с нашими профессиональными обязанностями. Как правозащитники себя проявили и учёные, деятели культуры, книгоиздатели, – все, кто публично высказался по «делу "Сети"».

Но, в отличие от всех других, адвокаты просто не имели права молчать. Мы несём особую ответственность за правовой климат общества, за соблюдение государством прав граждан.

Примеры такой активности в истории отечественной адвокатуры уже есть. Несколько лет назад адвокаты выступили с заявлением по делу Pussy Riot, объяснив, что обвинение членов панк-группы в хулиганстве противоречит российскому законодательству.

А если обратиться к началу прошлого века, то заявление по поводу дела Бейлиса приняли члены собрания присяжных поверенных при Санкт-Петербургской судебной палате. Среди инициаторов были будущий глава Временного правительства А.Ф. Керенский и будущий министр юстиции Временного правительства П.Н. Переверзев.

Коллективные выступления адвокатов, обращающих внимание общества и государства на вопиющие и повторяющиеся случаи нарушения закона, совершенно необходимы для неокрепшего и только начинающего свой путь российского гражданского общества. Не стоит бояться, что адвокатов будут называть правозащитниками. Они в действительности и есть правозащитники.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.