10.06.2021

Адвокат с отмычкой

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
Дмитрий Захватов
Дмитрий Захватов
Адвокат АП Москвы

Для защиты доверителя пришлось стать взломщиком

«Улица» продолжает рассказывать о нестандартных адвокатских приёмах и уловках. История, которой поделился Дмитрий Захватов, больше похожа на фильм в стиле нуар, где защитник вынужден взять расследование в свои руки. Для спасения доверителя, обвинённого в краже, адвокату самому пришлось воспользоваться отмычкой. Но не будем спойлерить: читайте и сами узнаете, был ли у этой истории хеппи-энд.

По кабельному

Д ело было весной 2018 года. Я принял на себя защиту гражданина Узбекистана N, которого обвинили в покушении на кражу в крупном размере и в составе группы лиц (ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 158 УК). По версии следствия, N и другие трудовые мигранты приехали на автомобиле в район 58-го километра Минского шоссе. Там они намеревались похитить кабели связи, принадлежащие ООО «ЭдвансСтрой» и в/ч 43431. Для этого они якобы спустились под землю и перерезали кабели с помощью кабелерезов. Затем попытались вытащить их с помощью ручной лебёдки, но были задержаны полицейским патрулем.

Адвокат АП Москвы Дмитрий Захватов

На доследственной стадии оперативники МВД пытали несчастного парня электрошокером – и выбили из него письменное объяснение о покушении на кражу. Но я прибыл в отдел полиции непосредственно в момент возбуждения уголовного дела. Благодаря этому мой подзащитный не успел дать признательные показания.

N заверял меня, что не собирался ничего красть. Он рассказал, что работает дворником, а в ту ночь коллеги по «Жилищнику» предложили подхалтурить грузчиком. Забрали его из общежития, отвезли в район Кубинки, высадили из машины вместе с остальными обвиняемыми, отвели в лесок у шоссе… И там их через 10 минут задержали сотрудники полиции. По словам N, они ничего не знали ни о каких кабелях.

Больше похоже на выдумку, подумал я. Но чуть позже меня насторожили несколько обстоятельств.

Подозрительные совпадения

Во-первых, в производстве Одинцовского районного суда нашлось несколько уголовных дел с абсолютно идентичной фабулой. Подсудимые все как один граждане Узбекистана, сотрудники ГБУ «Жилищник», которым знакомые предложили подработку и отвезли на место. Во всех делах одинаковые орудия преступления – кабелерезы и ручная лебедка. Даже «похищенные» кабели были той же марки, что и в нашем деле. В ряде случаев совпадали и потерпевшие – в частности, ООО «ЭдвансСтрой».

Адвокат АП Москвы Дмитрий Захватов

Важно понимать, что речь идёт о медных кабелях – очень тяжёлых, больше двух тонн. Но во всех этих делах на местах преступления не было грузового транспорта. А на легковушке такой груз не увезти.

Ещё одна нестыковка обнаружилась прямо в материалах дела. Там утверждалось, что обвиняемые были задержаны примерно через пять минут после того как перерезали первый кабель. Якобы у потерпевшего – в/ч 43431 – сработала некая сигнализация обрыва кабеля и военные позвонили в полицию с просьбой проверить место обрыва. Но полицейский УАЗик просто не мог так быстро доехать до места хищения.

Однако на этом моё адвокатское расследование зашло в тупик. Необходимо было во что бы то ни стало проникнуть в кабельную канализацию – и посмотреть, насколько полицейский протокол осмотра места происшествия соответствовал действительности.

Взлом шаблона

«Правильный» колодец я обнаружил достаточно быстро. Но как в него попасть? Такие колодцы закрыты на специальный замок, подобный автомобильной «секретке». Без спецключа открыть люк невозможно. Или... нет?

Что не запрещено, то разрешено, подумал я. Ни УК, ни КоАП не предусматривают ответственности за самовольное вскрытие люков кабельной канализации. Тем более в целях производства осмотра в рамках защиты по уголовному делу.

Пришлось на время переквалифицироваться из адвокатов в медвежатники. Изучив запорный механизм, я заказал отмычку, при помощи которой замки и были вскрыты.

Под видеозапись был произведён адвокатский осмотр места происшествия. Вместе со мной в колодце был специалист-электромонтёр. Мы увидели, что на кабелях нет следов ремонта. А ведь если бы линия была действующей, как утверждало следствие, то места разреза позднее скрепили бы специальными муфтами.

А была ли вообще попытка похищения? Непохоже. В колодце поверхность оплётки кабеля со временем покрывается слоем пыли. Если бы кабели трогали, то на оплётке должны были остаться следы рук. Однако пыль на кабелях лежала девственным слоем.

Этот факт укрепил наши подозрения в том, что дело сфальсифицировано сотрудниками полиции.

Кабели не то, чем кажутся

Дальше всё было как в кино: ищите мотив преступления и возможность его совершения – и обрящете вы истину.

В ходе дальнейшей работы мы пришли к выводу, что кабельной линии из меди на данном участке никогда и не было. Проект производства работ по прокладке кабеля существовал и формально был исполнен, но лишь на бумаге. Деньги, предназначенные для прокладки кабеля, были похищены подрядчиком и/или его контрагентами. Отсутствие результатов работ надо было как-то объяснить – видимо, на этой стадии и появились горе-полицейские, которые вызвались серийно фальсифицировать уголовные дела в отношении мигрантов. Чтобы «списать» все проблемы на преступления, якобы совершённые узбеками.

К этой «работе» также были подключены и военные «в/ч 43431» – которая, как выяснилось, на момент «преступления» уже была расформирована. Эти люди дали заведомо ложные показания о срабатывании сигнализации, которой в действительности уже давно не существовало.

Что до кабелей, которые мы увидели в колодцах… Судя по всему, это были лишь обрезки, которые заложили в трубы кабельной трассы, чтобы имитировать хищения. Через несколько месяцев мы снова спустились под землю – и медных кабелей там уже не было.

Единственно возможный финал

Результаты нашей работы были продемонстрированы следствию. И оно благоразумно решило не продолжать уголовное преследование моего доверителя, хотя двое его «подельников» на тот момент уже дали признательные показания.

Начальник следствия предложил вариант прекращения уголовного дела через примирение с потерпевшим ООО «ЭдвансСтрой». Для этого он вызвал их и в приказном порядке потребовал пересчёта «суммы ущерба» – чтобы уголовное дело было переквалифицировано с «тяжкой» ч. 3 ст. 158 УК на «среднетяжкую» ч. 2 ст. 158 УК.

Доверитель, который уже год находился в СИЗО, был согласен на прекращение даже по нереабилитирующим обстоятельствам. Мы все понимаем, что оправдательные приговоры – музейная редкость. И если таковой случился бы, то это автоматически означало бы начало разбирательства уже в отношении полицейских. Со всеми вытекающими последствиями вплоть до отставки и уголовного преследования их руководства. Такая перспектива сильно снижала наши шансы на успех в суде.

Спустя четыре дня доверитель был освобождён из-под стражи вместе с признавшимися «соучастниками». Уголовное дело было прекращено, а доверитель до сих пор работает в Москве вместе со своим братом.

У него всё хорошо и слава Богу.

Адвокат АП Москвы Дмитрий Захватов

Конечно, в идеальном мире наша работа должна была закончиться возбуждением уголовных дел в отношении полицейских, военных и бизнесменов, которые не проложили кабель. Кроме того, должны быть пересмотрены все дела по краже кабеля в этом районе.

Но мы имеем то, что имеем – и нам удалось спасти хотя бы трёх человек. В 2019 году «Медиазона» писала, что этой историей заинтересовалось УСБ МВД. Насколько мне известно, проверка установила нарушения в работе полицейских – но до их уголовного преследования дело не дошло.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.