10.03.2022

«Выбирайте, какое заседание сорвать»

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
«Выбирайте, какое заседание сорвать» «Выбирайте, какое заседание сорвать»

Судья посчитал нарушением пропуски заседаний из-за болезни и других процессов

Иллюстрация: Вивиан Дель Рио

Ярославский адвокат Александр Князьков защищал в уголовном процессе своего коллегу Владимира Зубкова и столкнулся со странным поведением судьи. На протяжении года суд назначал по три-четыре заседания в неделю – и наотрез отказывался переносить их, несмотря на занятость адвокатов в других процессах. В итоге вместе с приговором судья вынес и «частник» Князькову. Он обвинил адвоката в срыве заседаний и затягивании процесса. Князьков уверен, что так судья пытается «отбиться» от обвинений в нарушении права на защиту.

Острая непереносимость заседаний

«Улица» подробно освещала уголовный процесс над адвокатом Владимиром Зубковым. 28 января 2022 года Заволжский суд Ярославля признал его виновным в покушении на мошенничество (ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК) и в фальсификации документов в гражданском процессе (ч. 1 ст. 303 УК). Зубкову назначили четыре года лишения свободы и взяли под стражу в зале суда. Вместе с приговором суд вынес частное постановление защитнику Зубкова – адвокату Александру Князькову. Его обвинили в срыве судебных заседаний с целью затягивания процесса.

В постановлении (есть у «АУ») судья указал, что 20 апреля 2021 года Князьков просил о переносе заседания, которое должно было состояться через два дня. Причём защитник сослался на занятость в другом процессе – но это, по мнению судьи, было неуважительной причиной. Тогда Князьков попросил начать слушание попозже, чтобы он успел приехать из другого суда. Адвокату отказали – и он предупредил, что «всё равно не явится в судебное заседание».

Ещё три заседания – с 24 мая по 1 июня – адвокат пропустил, сославшись на больничный. По данным суда, на самом деле Князьков в этом время «продолжал выполнять трудовые функции по основному месту работы в ЯРГУ им. П. Г. Демидова». Отметим: пока адвокат болел, суд привлёк в процесс защитника по назначению – Дениса Савельева.

Далее судья утверждает в «частнике», что Князьков якобы обещал закончить выступление в прениях 14 октября. Но в этот день он заявил о плохом самочувствии: в суд вызвали скорую, которая увезла адвоката. Как говорится в частнике, в больнице у Князькова не выявили «показаний для экстренной госпитализации».

Наконец, 26 октября Князьков сообщил, что адвокат Савельев заболел коронавирусом. Он попросил отложить процесс, чтобы все контактировавшие с Савельевым могли уйти на самоизоляцию. Судья объявил перерыв и потребовал представить документ Роспотребнадзора, подтверждающий, что Князьков и Зубков контактировали с Савельевым. Получив эту бумагу, Князьков пришёл с ней в суд – а затем побывал на личном приёме у прокурора области. Из этого судья сделал вывод, что адвокат не заботился о здоровье окружающих, а просто хотел сорвать процесс.

В «частнике» судья пишет, что Князьков нарушил ст. 8 (необходимость добросовестно исполнять обязанности) и ст. 12 (требование соблюдать УПК и проявлять уважение к суду) КПЭА. А также принял больше поручений, чем мог выполнить (пп. 5 п. 1 ст. 9 Кодекса). По мнению судьи, это «явилось одной из причин необоснованно длительного рассмотрения дела, притом что судебные заседания назначались от трёх до пяти раз в неделю». В итоге судья попросил председателя некой «Ярославской областной коллегии адвокатов» проверить поведение Князькова и сообщить о результатах в Заволжский суд.

Какой суд ты любишь больше

6 февраля 2022 года Князьков направил в Ярославский областной суд апелляционную жалобу на частное постановление (есть у «АУ»). В беседе с «Улицей» адвокат назвал претензии из «частника» несостоятельными. По его мнению, суд поставил защиту в непростые условия, назначая по три, а на стадии судебных прений и по пять заседаний в неделю. «Они занимали весь день, – вспоминает адвокат. – Не то что другими делами заниматься – готовиться к этому процессу в таком бешеном темпе было практически невозможно».

Ещё в апреле 2021 года защитник жаловался на судью в АП Ярославской области. И палата согласилась, что ситуация может создавать «определённые трудности в надлежащей подготовке в рамках рассмотрения уголовного дела» (ответ есть у «АУ»). Кроме того, в палате отметили, что подобный график лишает адвокатов Зубкова и Князькова возможности вести другие дела.

АП Ярославской области

Подсудимый и его защитник вправе заявлять ходатайства суду о невозможности участия в судебных заседаниях в определённые дни или с определённой частотой, мотивируя это необходимостью осуществления профессиональной деятельности.

Как утверждает Князьков, 12 апреля судья сам «под протокол» предложил планировать даты процесса «с учётом занятости стороны защиты». Воспользовавшись этим предложением, адвокат попросил перенести заседание 22 апреля – и представил подтверждение, что в этот день у него процесс в Некрасовском суде. «В то дело я вступил задолго до дела Зубкова, – отмечает Князьков. – В соответствии с разъяснениями ФПА этот процесс должен быть приоритетным. Но судья, искусственно провоцируя конфликт, заявил, что это не уважительная причина, а я пытаюсь сорвать заседание».

По словам Князькова, он попросил хотя бы начать заседание 22 апреля попозже – чтобы можно было успеть доехать из Некрасовского суда. Согласно протоколу (есть у «АУ») судья повторил, что другой процесс – неуважительная причина. Поэтому адвокату «необходимо выбрать, какое из двух судебных заседаний, назначенных на одно и то же время, он сорвёт своей неявкой». В итоге Князьков всё же поехал в Некрасовский суд и вернулся на процесс Зубкова около 14 часов.

В апелляционной жалобе он сослался на разъяснения ФПА от 16 февраля 2018 года, согласно которым участие в другом процессе является уважительной причиной неявки в суд. Единственное исключение – когда адвокат принял столько поручений, что заведомо не может их выполнить. «Но за весь период защиты Зубкова на протяжении почти полутора лет я не вступал в новые дела, – отмечает Князьков. – И даже попросил Некрасовский суд назначать слушания на пятницу – единственный в тот момент день, свободный от заседаний по делу Зубкова. Несмотря на то, что этот день полностью был занят у меня занятиями в университете».

«Всё поплыло в глазах»

Князьков считает абсурдными заявления суда о том, что он прикрывался больничными для срыва заседаний. Он пояснил, что в конце мая действительно заболел ОРВИ, поэтому ушёл на больничный. А «трудовую функцию» в университете выполнял дистанционно. «Студенты писали олимпиаду, моё присутствие вообще не требовалось, – рассказывает адвокат. – На другом занятии они читали доклады, я их только слушал. Категорически не согласен, что это можно назвать “выполнением трудовой функции”, но не мог же я так же участвовать в судебном процессе из дома!»

Князьков рассказывает, что в это время судья потребовал от Зубкова найти нового адвоката – и дал на это пять суток. Обвиняемый попросил дождаться выздоровления Князькова, указав, что адвокаты вряд ли согласятся вступать в дело на несколько дней, да ещё и в стадии прений. Но 31 мая судья привлёк защитника по назначению Дениса Савельева.

Адвокат Александр Князьков

Мы считали это незаконным. Я же был не при смерти. Нужно было всего лишь подождать несколько дней, пока я вернусь в строй. Но по истечении пяти суток в деле был защитник по назначению.

1 июня Савельев уже участвовал в процессе. Как утверждает Князьков, его доверитель отказался от услуг «назначенца». Но судья обязал того участвовать в процессе наряду с адвокатом по соглашению.

Князьков считает, что «бешеный темп» рассмотрения дела подорвал здоровье Зубкова. Так, 16 июня тот попал в реанимацию и провёл в больницах несколько месяцев. Заседания возобновились только в начале октября, но судья по-прежнему назначал по три-четыре заседания в неделю. Князькову приходилось выступать в прениях каждый день с утра до вечера. Он отрицает, что «обещал» суду завершить свои выступления к 14 октября. «Я примерно ориентировал судью, что, вероятно, закончу к 14 числу, – уточняет адвокат. – Но не успел. К тому же УПК не ограничивает защитника во времени выступления в прениях».

Утром 14 октября Князьков предупредил судью, что в 17 часов его записали на приём к руководителю регионального управления СК – причём эта встреча касалась дела Зубкова. Но судья потребовал, чтобы адвокат закончил своё выступление именно в этот день – и продлил время заседания до 19 часов. Как утверждает адвокат, после этого он почувствовал себя плохо.

Адвокат Александр Князьков

Всё поплыло в глазах. Понимаешь, что всё лето добивался этого приёма – и вот его не будет. Безусловно, сказалось и переутомление от такого ритма работы, накопилась усталость и нервное перенапряжение.

Князькову вызвали скорую. Судье это не понравилось. Адвокат утверждает, что выходя из зала, судья «на повышенных тонах» заявил следующее: «Если окажется, что у вас нормальное состояние здоровья, будет написано представление в соответствующие органы».

Врачи осмотрели адвоката. «У меня шла запись на телефоне, – рассказывает он. – И там слышно, как врач говорит: “Давайте проедем в больницу, понаблюдаем”». Заявления судьи о том, что показаний для госпитализации не было, Князьков также считает ложными. Он утверждает, что врачи поставили ему диагноз, дали таблетки и назначили схему лечения. Когда ему стало лучше, из больницы его забрал коллега.

По мнению адвоката, судья умышленно продлил заседание, чтобы не пустить его на приём в СУ СК. Князьков подчёркивает, что планировал там жаловаться в том числе на действия судьи. В итоге адвокат не смог попасть на приём – но туда успел доехать Зубков.

Самозащита судьи

Последнее обвинение – о попытке сорвать заседания, прикрываясь коронавирусом, – Князьков считает абсурдным. По его словам, 26 октября судью с самого утра предупредили о болезни Савельева – но до обеда тот как ни в чём не бывало вёл заседание. И только потом потребовал принести документ от Роспотребнадзора, подтверждающий, что Князьков и Зубков контактировали с заболевшим. «Зачем нужно официальное подтверждение от Роспотребнадзора, если мы пять дней в неделю сидим в процессе на глазах у судьи рядом с коллегой Савельевым, на расстоянии считанных сантиметров?», – возмущается адвокат.

Тем не менее Князьков и Зубков сходили в Роспотребнадзор за нужной бумагой и принесли её в суд. «Нарушить условия самоизоляции в итоге вынудил нас сам судья», – уверяет адвокат. И добавляет, что не получал по этому поводу претензий от санитарных служб.

В апелляционной жалобе адвокат подчёркивает, что во всех примерах из «частника» он пропускал заседания неумышленно. «Не доказана явная недобросовестность, – говорится в документе. – Следовательно, нет оснований утверждать о злоупотреблении адвокатом своими правами в целях затягивания процесса».

Князьков уверен, что настоящая цель этого «частника» – помешать отмене приговора. «В ходе процесса судья допускал серьёзные нарушения права на защиту, и мы указали на это в апелляции на приговор Зубкову, – отмечает он. – Но если судья докажет, что адвокат злоупотреблял своими правами, то апелляция может не признать эти нарушения». Адвокат уточняет: при вступлении в дело ему дали лишь восемь дней на ознакомление с 45 томами материалов и шестью томами вещдоков. Он напоминает, что первый приговор Зубкову был отменён из-за аналогичного нарушения права на защиту.

Адвокат Александр Князьков

Поэтому судье важно было хоть как-то зафиксировать мои якобы злоупотребления. Даже в таком абсурдном виде.

Князьков обращает внимание на ещё одну деталь: судья адресовал частник не в палату, а в некую «областную коллегию». Он допускает, что это вовсе не ошибка. «Может быть, судье и не нужно, чтобы палата давала оценку этим претензиям, – рассуждает адвокат. – Просто нужно, чтобы в деле был документ с обвинениями в злоупотреблениях».

По словам адвоката, в палате пока не возбудили дисциплинарное производство. Князьков рассчитывает, что до этого и не дойдёт: он надеется, что апелляция отменит постановление. Заседание по его жалобе на «частник» пока не назначено.

В АП Ярославской области сообщили «Улице», что получили частное постановление – и подтвердили, что пока не возбудили дисциплинарное производство.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.