«Уместно поставить этот вопрос на совете при МВД»
Генри Резник прокомментировал инициативу «Адвокатской улицы»
В конце прошлой недели «Улица» обсудила проблему недопуска адвокатов к задержанным с членами общественных советов при МВД и столичном ГУВД. Собеседники «АУ» пообещали поднять этот вопрос перед руководством полиции – и попросили, чтобы адвокатское сообщество направило им статистику и конкретные кейсы. «Улица» сообщила об этом представителям органов адвокатского самоуправления. Но их мнения разделились: оказалось, что далеко не все готовы сотрудничать с общественными советами и считают это бессмысленной тратой времени. Впрочем, вице-президент ФПА Генри Резник считает правильной идею поставить такой вопрос перед министром внутренних дел через его же общественный совет.
«Улица» беседовала с членами общественных советов накануне очередных массовых задержаний протестующих 15 июля – и последующих недопусков адвокатов к ним. Не обошлось и без печально известного плана «Крепость»: по иронии судьбы, его ввели в том самом московском ОВД, куда пыталась попасть адвокат Мария Эйсмонт. Напомним, что она уже больше года добивается в суде признания злоупотреблений полиции «Крепостью».
Некоторые собеседники «Улицы» уже знали о проблеме, другие члены общественных советов услышали о ней в первый раз или просто не представляли её масштаб. Они выразили готовность поднять этот вопрос на ближайших заседаниях, но попросили адвокатов направить официальные обращения с конкретными фактами – чтобы продемонстрировать МВД серьёзность проблемы. «Для этого и существует общественный совет, мы же не просто так сидим. Я там реально пытаюсь что-то делать», – заявила «АУ» телеведущая Марианна Максимовская из совета при МВД. Она уточнила, что при ней на заседаниях «этот вопрос не звучал».
«Улица» спросила председателя комиссии по защите прав адвокатов АП Москвы Роберта Зиновьева, готов ли он выйти на контакт с членами общественных советов и поделиться с ними нужными данными. В ответ Зиновьев выразил сомнения в том, что общественники не знают о проблеме. «Может, это обсуждалось уже на заседаниях и всё там спустили на тормозах. А эти вам дурака включают и говорят, что ждут информации и у них пока ничего нет. Знают они всё прекрасно. И в СМИ эта тема поднималась», – сказал Зиновьев, добавив, что эффективнее всего защищаться в суде.
Член Комиссии по защите прав адвокатов АП Москвы Евгений Бобков как раз участвовал в судебной борьбе Марии Эйсмонт с «Крепостью». Так, именно он донёс до суда позицию столичной палаты о несогласии с действиями сотрудников полиции. В беседе с «Улицей» он подчеркнул, что решение про обращение в общественный совет должны принимать президент и совет палаты. При этом сам Бобков сомневается в полезности ОС при МВД: «Там есть и адвокаты, и почему они об этой проблеме не знают, если об этом знает весь мир и об этом пишут все СМИ. Наверное, проще сказать, что не в курсе, чтобы не заниматься проблемой. А проблема действительно серьёзная и я думаю, что её надо как-то на законодательном уровне решать».
Председатель Комиссии по защите прав адвокатов АП Московской области Вадим Логинов напомнил, что среди членов общественного совета при МВД России есть адвокат Анатолий Кучерена. По мнению Логинова, он просто не может не знать о проблеме недопуска. «Это абсурд, ведь Кучерена сам адвокат, доктор юридических наук. Говорить, что они не знали, – это лукавство чистой воды, потому что везде были публикации, – возмущался он. – Да, к ним в совет не обращались напрямую. Но вы же понимаете, что ведомство Бастрыкина, например, по публикациям в СМИ проводит проверки. Соответственно, и общественный совет тоже не должен дремать, а реагировать. Иначе это абсолютно пустая организация».
Отметим, что «Улица» пыталась узнать мнение Анатолия Кучерены о недопусках ещё при подготовке первого материала. В его приёмной обещали прислать комментарий, но так и не сделали этого.
По мнению Вадима Логинова, проблема «Крепости» и недопусков в ОВД – это своеобразный «нарыв», который вызван позицией верхушки столичной полиции. «Это не прихоть какого-то отдельного руководителя подразделения. В неофициальном общении с ГУВД мне говорят, что всё это идёт от руководства, а вовсе не начальники отделений это решают», – утверждает Логинов. В разговоре с «Улицей» он – единственный из собеседников – изъявил готовность обратиться к членам общественных советов. «Я доложу руководству палаты, будем плясать от вашего предложения. Я вам признателен, что вы это болото колышете», – сказал Логинов.
Председатель президиума Московской коллегии адвокатов «Адвокатское партнёрство» Юрий Костанов считает, что с проблемой прав адвокатов нужно обращаться напрямую к министру юстиции. Общественные советы при МВД могут быть лишь дополнительной поддержкой. «Пусть и общественность волнуется. Ведь в ОС есть и приличные люди, как я понимаю, там не только пенсионеры МВД, – считает Юрий Костанов. – К ним тоже можно обратиться. Но я думаю, что это совет Федеральной палаты должен сказать своё слово, в конце концов. Но Совет этим не занимается, насколько я понимаю». В свою очередь, Роберт Зиновьев предполагает, что проблему «целесообразнее» решать через президентский Совет по правам человека – и напомнил, что в состав совета входит вице-президент ФПА Генри Резник.
Сам мэтр считает, что вопрос недопуска должен решаться на уровне руководства МВД. Он пояснил, что СПЧ, как и уполномоченный по правам человека, чаще занимается системными проблемами, которые требуют законодательного решения.
«А эту ситуацию я не могу связать с несовершенством закона, – сказал Генри Резник. – Вряд ли стоит требовать полной отмены плана “Крепость” – мы же не можем исключить, что когда-нибудь появится реальная угроза штурма райотдела разгневанной толпой. Но на практике мы сталкиваемся со злоупотреблением полицейскими этим планом и пренебрежением правами адвокатов. Поэтому уместно поставить этот вопрос именно на совете при министре внутренних дел. И уместно рассказать, в каких регионах мы постоянно сталкиваемся с недопусками – чтобы министр потребовал от подчинённых не нарушать закон».
По мнению мэтра, недопуски, равно как злоупотребление «Крепостью», – это «локальные проблемы» – они распространены «в тех регионах, где массово задерживают участников митингов». «Улица» напомнила про громкий конфликт в Кабардино-Балкарии, который также начался из-за недопуска адвокатов в ОВД. «Это скорее единичный случай, – заявил Резник. – Мы им занимаемся, он у меня на контроле, я довольно деятельное участие принимаю в этой истории. Но системно проблема недопусков – это Москва, Санкт-Петербург, отчасти Краснодар, ещё несколько мест».
Также Генри Резник вспомнил, что президент ФПА Юрий Пилипенко уже обращался с этим вопросом к министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву: «Связывались, говорили, и было обещано, что ситуация не повторится. И какое-то время такие случаи действительно были редкостью, их удавалось решать в ручном режиме». Напомним, в сентябре прошлого года Юрий Пилипенко рассказал о проблеме недопуска адвокатов в ОВД на заседании совета. За месяц до этого представители ФПА публично обращались к силовым ведомствам с просьбой привлечь к ответственности сотрудников, виновных в недопусках. «Улица» ещё на прошлой неделе спросила у ФПА, какой была реакция ведомств и планирует ли Юрий Пилипенко вновь поднимать этот вопрос на заседаниях Общественного совета при МВД – однако пресс-служба палаты так и не ответила на вопросы.