28.04.2021

«Судья стала кричать, что адвоката не приглашали»

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
«Судья стала кричать, что адвоката не приглашали» «Судья стала кричать, что адвоката не приглашали»

Новые свидетельства о недопусках защитников в суд

Иллюстрация: Ольга Аверинова
Процесс
Адвокатура и политика

В начале года «Улица» обратила внимание на случаи недопуска адвокатов в суды, где рассматривали дела о задержаниях в ходе акций протеста. После очередных митингов можно констатировать, что проблемы с проходом защиты в суд стали новой нормой – как минимум в Санкт-Петербурге. Два адвоката и два юриста рассказали «Улице», под какими предлогами их пытались не пустить на заседания. Задержанным пришлось устроить новую акцию протеста – и прямо в автозаке скандировать: «Пустите наших защитников!».

«Разрешение на защиту»

Адвокат «ОВД-Инфо» Алексей Калугин

Я пришёл в Невский районный суд Петербурга защищать доверителя по делу об административном правонарушении на акции 21 апреля. Представил ордер и удостоверение адвоката, секретарь спокойно взяла их, я прошёл в зал [где уже был подзащитный]. А судья спросила, кто я такой и что тут делаю. Когда я ответил, она начала кричать – мол, выйдите, адвоката пока не приглашали.

Я объяснил, что не должен спрашивать разрешения на вступление в дело – у меня есть соответствующий ордер и удостоверение, которые подтверждают мои полномочия. Судья на повышенных тонах заявила, что меня допустят в процесс только после ходатайства подзащитного. Разумеется, подзащитный в тот же момент заявил, что хочет, чтобы я остался. Судья требовала заявить данное ходатайство письменно, грозив выгнать меня с судебными приставами.

Атмосфера накалялась, и я решил выйти до начала процесса. Я всё же стараюсь по возможности не конфликтовать лишний раз и не накалять обстановку, действуя в интересах своего подзащитного. Подумал – ну раз она так хочет, напишем мы это ходатайство.

Вышел – и вскоре услышал, что судья задаёт вопросы о виновности моего подзащитного. Я вернулся в зал и спросил: почему вы меня не приглашаете, раз уже дело по существу начали рассматривать?

Адвокат «ОВД-Инфо» Алексей Калугин

Судья снова стала кричать, а сотрудник полиции стал меня выталкивать из зала. Это было крайне неприятно. Ведь я участник процесса, у меня есть права и обязанности. Защита интересов доверителя – мой долг, я присягу приносил! Такое отношение судей демонстрирует неуважение ко всему адвокатскому сообществу.

После длительной словесной перепалки с судьёй меня допустили до участия в процессе, который уже больше напоминал цирковое выступление. Почему подзащитный должен заявлять ходатайство, чтобы меня пустили? Завтра они будут требовать заявлять ходатайство, чтобы пустили самого подзащитного? Сюрреализм какой-то.

Всего у этой судьи в этот день было семь моих подзащитных. На первые четыре заседания я не успел – хотя приехал через 20 минут после того, как был уведомлён о времени судебных заседаний. Судья решила меня не дожидаться и все дела рассмотрела за три минуты – и все с негативным результатом для моих доверителей. Почти все подзащитные ранее никогда не привлекались к административной ответственности за подобные правонарушения. У одного имеется малолетний ребенок на иждивении, он платит ипотеку, имеет положительные характеристики по личности. Суд вообще никак это не учёл: дали 15 суток ареста.

Я записал на видео, как меня выталкивали из зала суда. Планирую обращаться с жалобой в Квалификационную коллегию судей в связи с данным инцидентом.

Адвокат «ОВД-Инфо» Алексей Калугин

Жалобы, что мы пишем на судей, а также на сотрудников правоохранительных органов, подаются больше для самоуспокоения. Никакой реакции на их незаконные действия, как правило, не следует. Эффективных правовых методов, позволяющих привлечь кого-то к ответственности, не существует.

Адвокатское сообщество тоже, к сожалению, крайне неэффективно и вяло реагирует на подобные нарушения, хотя у нас достаточно сильная и большая корпорация. Система государственной власти деградирует на глазах. Обидно не столько за себя – обидно, что одна из самых престижных профессий становится невостребованной ввиду такой ситуации в судебной системе. Зачем нужны адвокаты в судах, где невозможно добиться справедливости?

«В судах начали вводить что-то вроде “Крепости”»
Адвокаты рассказали, как их не допустили на суды к доверителям

«Признаёшь вину – штраф, не признаёшь – арест»

Юрист «ОВД-Инфо» Олеся Васильченко

Мы с защитником Никитой Сорокиным пришли в Красносельский районный суд Петербурга 22 апреля. В суд нас не пустили, сослались на карантинные меры. Сказали, что нужна доверенность от задержанных. Мы ответили, что работаем не по доверенности, а по ходатайству подзащитных.

К 14 часам в суд приехал автозак с задержанными, его окружили сотрудники полиции. Мы попросили у них разрешения раздать людям бланки с ходатайствами о допуске защитников – чтобы нас пропустили в суд. Полицейские ответили: «Вот придут старшие [по званию], тогда и дадите». Старшие так и не пришли. Тогда мы попытались передать бланки через окно автозака – но полицейские тут же их у всех отняли.

Во двор вышли приставы, мы им сказали: «Давайте нас всё же пропускать – этого требует конституционное право человека на защиту». Приставы отказали: если суд скажет, тогда пустим.

Юрист «ОВД-Инфо» Олеся Васильченко

Тогда мы ещё раз попытались передать бланки ходатайств через окно. Задержанные складывали их раз в пять, прятали в трусах прямо в автозаке. Только тогда у них сотрудники не могли забрать. И вот так они по одному проходили в суд с ходатайством в трусах.

Но наличие ходатайства тоже не помогало. Рабочий день уже подходил к концу, судьям надо было ещё много дел рассмотреть – и они стали отказывать задержанными в приглашении защитника.

Тогда мы честно сказали задержанным: там в суде всем выписывают аресты, терять нечего. Посоветовали им устроить мини-протест, чтобы добиться защиты. Люди начали скандировать прямо в автозаке: «Пустите наших защитников!». А потом придумали другую стратегию. Полицейские приходят, чтобы отвести следующего человека в суд, называют его фамилию: «Иванов!». А все задержанные молчат.

Сотрудники, конечно, разозлились, начали угрожать статьёй КоАП о неисполнении законного требования сотрудника полиции. Однако в итоге нас всё-таки решили допустить в здание суда. Мы часа три не могли туда прорваться!

Мне удалось добиться переноса некоторых заседаний, несколько моих подзащитных ушли со штрафами вместо ареста. Хотя это всё равно в итоге зависело только от конкретного судьи. Некоторые судьи адекватно относились к присутствию защитников. А другие наоборот: если видят, что человек с защитником, то назначают по максимуму, отказывают во всех ходатайствах. Приходилось уже по опыту смотреть на каждого судью – идти к нему с защитником или лучше без.

Юрист «ОВД-Инфо» Олеся Васильченко

Задержанные рассказывали, что один судья предлагал следующее: признаёшь вину – не участие в митинге, а именно вину – получаешь 20 тысяч штрафа. Не признаёшь – получишь арест. И тем, кто не признавал вину, он действительно назначал аресты по 11–14 суток.

Это просто ужасно. Нарушения конституционных прав настолько очевидны, что даже будучи юристом, не знаешь, как с этим бороться. Но вдохновляет вера в людей, вера в то, что они готовы бороться за свои права. Ведь они подхватили идею мини-протеста, не соглашались на беззаконие и беспредел. Это вселяет надежду, что когда-нибудь мы такими мелкими действиями повернём судебную систему в правильное русло.

«Показательная казнь»

Адвокат «ОВД-Инфо» Сергей Подольский

Сначала меня не допустили в 26-й отдел полиции. Причём полицейские вроде обещали пропустить, просили только подождать, пока «опишут» задержанных. А потом вышел старший лейтенант – представляться не стал и сказал, что в ОВД объявлен план «Крепость». Выдворил меня с проходной перед отделом и наглухо закрыл дверь. Мы с коллегами обзвонили все органы – безуспешно. Приехал представитель адвокатской палаты, составили акт о недопуске.

Адвокат «ОВД-Инфо» Сергей Подольский

Я бродил вокруг отдела всю ночь – пробиться удалось только утром.

Часов в 11–12 задержанных заковали в наручники и перевезли в УМВД по Красногвардейскому району Петербурга. В том же здании находится районный суд. И меня, адвоката, пытались туда не пустить. Я ордера предъявил приставам на входе – те говорят, что не знают, к какому мне судье. Я ответил, что тоже не знаю, но защищать людей надо в любом случае.

Мне пришлось поднимать свои контакты и через коллег узнавать, каким судьям распределены дела. Только когда я назвал конкретные фамилии, приставы дали мне пройти.

Моих доверителей распределили по двум судьям. Естественно, назначили рассмотрение одновременно – чтобы я не успел к обоим. Мы вызвали коллегу, она пошла защищать в другой зал. Тогда ещё и к третьему судье часть людей распределили. Одного человека мы таким образом «потеряли».

Адвокат «ОВД-Инфо» Сергей Подольский

У доверителей вообще не было возможности пообщаться с защитниками. Люди были всё время заперты в УМВД, откуда их сразу приводили в зал суда. Я знакомился с материалами дела, пока их вели – а сами задержанные даже и не видели всех материалов.

Во всех делах рапорты писали одна и та же пара полицейских. И всех людей они задержали в одно и то же время. Подчеркну – два сотрудника задержали 30 человек в течение одной минуты! Рапорты полицейских и их объяснения слово в слово повторяют друг друга. Мы судье на это указывали, просили вызвать полицейских для уточнения. Суд сказал, что «не видит оснований».

Из 40 заявленных ходатайств удовлетворено было одно. Несколько раз нам даже было отказано в консультации с защитником. Судьи говорили, что у нас «было время». Когда оно было, я так и не понял. В итоге всем были назначены одинаковые сроки. По пять суток каждому у одной судьи, и по 12 суток – у другого.

Получается, один человек говорит, что выходил на митинг, потому что у него есть право на свободу собраний. А второй объясняет, что его не было на митинге. Но они получают одинаковое наказание.

Адвокат «ОВД-Инфо» Сергей Подольский

Понятно, что решения суда изначально были выписаны на определённые сроки всем. Неважно, участвовал в митинге или нет – суд просто не хочет в этом разбираться.

На мой взгляд, это делается просто чтобы запугивать народ. Чтобы он не выходил на такие мероприятия. Показательная казнь такая, если хотите.

«Улица» обратилась в упомянутые защитниками суды и попросила прокомментировать ситуацию. Мы опубликуем позицию судов, когда получим ответ.

«Я не знаю квалификацию вашего защитника»

Юрист «ОВД-Инфо» Никита Сорокин

О том, как нас не пропускали в Красносельский районный суд, подробно рассказала моя коллега Олеся Васильченко. Я немного дополню её историю. Пока приставы отказывались нас пропустить, прошли первые два суда по задержанным. Один из них скинул аудиозапись – человек, у которого сотрудники полиции перед судом отняли переданное нами письменное ходатайство о допуске защитника. На заседании он начал сам писать такое ходатайство. А судья говорит: «Я принимать его не буду, потому что я не знаю квалификацию вашего защитника». На основании этого он отказал в ходатайстве, хоть и приложил его к материалам дела. Кстати, адвокат Светлана Ратникова позже добилась по этому делу отмены решения Красносельского районного суда в Горсуде и человека выпустили в зале суда.

Когда выяснилось, что судьи даже письменные ходатайства не принимают, то я задержанных предупредил, что их всё равно осудят на 10 суток. И либо они облегчают работу судей, либо мы затягиваем процесс до самого утра. Ребята сказали: «Да, мы готовы». Начали требовать допуска защитников в суд и ложиться на пол.

Юрист «ОВД-Инфо» Никита Сорокин

Полицейские зашли в автозак, а нужный им человек отказался называться. Тогда его заковали в наручники и силой вытащили из автобуса. После этого вышел администратор суда и спросил, как можно это прекратить. Я сказал: допустить защитников в суд. Так и произошло.

В суде началось интересное. Одну судью по фамилии Христосова мы назвали «бешеным принтером». Она не дала с материалами дела ознакомиться, ничего такого. Просто убежала в совещательную комнату и за минуту вынесла решение: 20 тысяч штрафа.

Ещё один судья спросил у меня ордер. Я сказал, что не адвокат, а юрист. Тогда он попросил нотариальную доверенность – хотя по КоАП заявление о допуске защитника подаётся в свободной форме. Мой подзащитный подал заявление. Судья улыбнулся и сказал, что такие заявления суду не подаются.

Юрист «ОВД-Инфо» Никита Сорокин

Я начал зачитывать нормы – тогда мне сказали, что если я не прекращу зачитывать закон, то меня удалят с помощью приставов.

Мне кажется, что для борьбы со всем этим должна быть воля председателей судов. Если у них будет профессиональная этика и гордость за закон, если они не будут поддаваться грязным играм прокуратуры и МВД, тогда это всё прекратится. Потому что в законе уже всё прописано. Я не знаю, как это ещё прописать – может, ввести статью в УК за недопуск защитников? Ну, это уже будет абсурд.

Обновление от 30 апреля: добавлен монолог юриста Никиты Сорокина.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.